Лингвистический энциклопедический словарь

Интона́ция

(ср.-лат. intonatio, от intono — громко произношу) — единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсив­но­сти, длительности, темпа речи и тембра произнесения. Некоторые иссле­до­ва­те­ли включают в состав компонентов интонации паузы. Вместе с ударением интонация образует просодическую систему языка (см. Просодия). Интонация является важным средством формиро­ва­ния высказывания и выявления его смысла.

В высказывании интонация выполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказы­ва­ния — побужде­ние, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразу­ме­ва­ние); разли­ча­ет части высказывания соответ­ствен­но их смысловой важности, выделен­но­сти; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказы­ва­ния; характеризует говорящего и ситуа­цию общения. Две первые функции относят интонацию к системе языка, остальные связаны с речевой сферой.

Особую роль играет интонация в рамках целого текста: различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразо­вую связь, является активным фактором эмоционально-эстетического воздей­ствия на слушателя. В художественном тексте интонация выполняет изобразительную функцию, рисуя некоторые элементы действительности: быстрое и медленное движение, больших и маленьких персонажей, эмоциональное состояние персонажей, силы добра и зла в сказках и т. п.

С точки зрения акустики интонация — взаимосвязанные изменения частоты основного тона и интенсив­но­сти, развёр­ты­ва­ю­щи­е­ся во времени. Для лингвиста важны не абсолютные, а отно­си­тель­ные значения акустических параметров интонации. Акустические параметры воспри­ни­ма­ют­ся как модифи­ка­ции мелоди­че­ского движения (выше​/​ниже, плавно​/​резко), мелоди­че­ско­го диапазона (шире​/​уже), громкости (слабее​/​сильнее), темпа речи (быстрее​/​медленнее). Регуляр­но­сти воспроизведения этих модификаций создают ритм речи. Единица интона­ции — интонема (в иной термино­ло­гии — «фонема тона», «интона­ци­он­ная конструк­ция») — совокуп­ность интона­ци­он­ных признаков (параме­тров), достаточных для дифферен­ци­а­ции значения высказывания или его части и передаю­щих комму­ни­ка­тив­ный тип высказывания, смысловую важность синтагм, членение на тему и рему. Интонема имеет план выражения и план содержания и является одним из знаков языка. Интонемы образуют систему лингви­сти­че­ских единиц супрасегментного уровня языка. В системе интонации вычленяются также фигуры: повыше­ния и пониже­ния мелоди­че­ско­го движения на различных участках фразы (восходящая интонация, нисходящая интонация), мелоди­че­ские пики. Сами по себе они значения не имеют, но могут изменять коммуникативные и тема-рематические характеристики высказывания.

Специфика интонации отдельных языков связана прежде всего с типом словесного ударения, в зависимости от которого происходит перераспределение функцией, нагрузки компонентов интонации. Например, в языках, имеющих смысло­раз­ли­чи­тель­ные тоны (китай­ский), мелодика не является самым важным компонентом фразовой интонации и ведущая роль в интона­ци­он­ной организации высказы­ва­ния принадлежит динамическим и временны́м параметрам. Абсолютные универсалии в области интона­ции не выделены. Собственно типо­ло­ги­че­ские работы по интона­ции касаются нетональных языков (Т. М. Николаева).

Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксическими и лексико-семантическими средства­ми формиро­ва­ния высказывания и текста. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых из них, например союзов. В тексте отсутствие прямой смысловой связи может компенсироваться тесной интона­ци­он­ной спаянностью. Напри­мер, одно­на­прав­лен­ное воздействие лексико-семантических средств и интонации проявляется в оформлении слов-усилителей во многих европейских языках мелоди­че­ским пиком. Изучение интона­ции ведётся с конца 19 в. (Г. Суит, Д. Джоунз). В отече­ствен­ном языко­зна­нии основы изучения интонации заложены В. А. Богородицким, А. М. Пешковским, Л. В. Щербой. До середины 20 в. интерес иссле­до­ва­те­лей сосредоточивался в основном на выяв­ле­нии роли интонации в различении типов выска­зы­ва­ний (вопрос, побуждение и т. д.), в 40—50‑х гг. в центре внимания была проблема соотношения интонации и синтаксиса, в 60‑х гг. велся интенсивный поиск единиц интонации, в 70—80‑х гг. возрос интерес к иссле­до­ва­ни­ям в области фоностилистики и интонации текста.

Интонация изучается при помощи анализаторов и синтезаторов речевого сигнала с приме­не­ни­ем ЭВМ. Акустические пара­ме­т­ры обязательно соотносятся с данными восприятия. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний интонации используются при обучении иностранному языку, при разработке систем автома­ти­че­ско­го распознавания и синтеза речи, идентификации личности говорящего и его эмоционального состо­я­ния по акустическим характеристикам речевого сигнала, диагностике некоторых заболеваний.

И. Г. Торсуева.