Лингвистический энциклопедический словарь

Многосою́зие

(полисиндетон) — принцип построения текста, при котором последующие повест­во­ва­тель­ные единицы (или их части) присоединяются к предыдущим одним и тем же (обычно сочини­тель­ным) союзом. В художественно организованном тексте многосоюзие одновре­мен­но является стили­сти­че­ским приёмом с широким диапазоном экспрессивно-смысловых функций. Так, в зависимости от тех или иных жанрово-стилистических и семантических условий многократный повтор союза «и» может в одних случаях создавать эффект особой эпичности, торжественной замедленности речи («И час настал. Свой плащ скрутило время, / И меч блеснул, и стены разошлись. / И я пошёл с толпой — туда, за всеми, / В туманную и злую высь» — А. А. Блок), а в других — вызывать ощуще­ние эмоционально перепол­нен­но­го, свобод­но­го и быстрого в своём течении речевого потока, как бы возбуждаемого всё новыми и новыми впечатлениями и переживаниями («Глядишь вокруг, — и на душе легко, / И зреет мысль так вольно, широко, / И сладко песнь в честь родины поётся, / И кровь кипит, и сердце гордо бьётся, / И с радостью внимаешь звуку слов: / «„Я Руси сын, здесь край моих отцов“» — И. С. Никитин). Варьирование стилисти­че­ских функций много­сою­зия опреде­ля­ет­ся его комбинациями с разными приёмами построения текста — его смысловой, синтак­си­че­ской, ритми­че­ской структурой; например, в сочетании с повествовательным лекси­че­ским повто­ром, при упрощён­но­сти синтаксического строения фраз, много­крат­ное употреб­ле­ние союза «и» может сообщать речевому произведению особый налёт летописного, «библейского» слога («Долго шёл через поля и села, / Шёл и спрашивал людей: / „Где она, где свет весёлый / Серых звезд — её очей?“ [...] И пришёл в наш град угрюмый / В предвечерний тихий час. / О Венеции подумал / И о Лондоне зараз. / Стал у церкви тёмной и высокой / На гранит блестящих ступеней / И молил о наступленьи срока / Встречи с первой радостью своей» — А. А. Ахматова).

И. Н. Кручинина.