Лингвистический энциклопедический словарь

Эзо́пов язы́к

(по имени древнегреческого баснописца Эзопа) — особый стиль изложения, призванный замаски­ро­вать для цензуры прямое, непосредственное выражение идей, противоречащих официальной политике, идеологии; способ выражения гражданских, революционных идей в условиях анти­де­мо­кра­ти­че­ско­го строя, политической реакции. В. И. Ленин говорил о том, что к Э. я. «царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для „легального“ произведения» (Полн. собр. соч., 2 изд., т. 27, с. 301).

Э. я. представляет собой совокупность приёмов иносказания, определённым образом органи­зу­е­мых: аллегории, контекстуальные и ситуативные перифразы, аллюзии, «говорящие» псевдонимы, фигуры умолчания, завуалированная ирония, персонажи басни, фольклора, элементы сказочной фантастики и т. п. Для тех же целей прибегают к жанрам басни (И. А. Крылов, Д. Бедный) и сказки (М. Е. Салтыков-Щедрин), к описаниям экзотических (Ш. Л. Монтескьё) или не существующих стран (Я. Галан), к «перево­дам» и «подражаниям» из древней и восточной поэзии, к сюжетам на библейские, истори­че­ские, зарубежные темы и т. п. Приёмы Э. я. включаются в сферу сатирического изображения действи­тель­но­сти, в основном в жанрах политической сатиры, например в памфлетах-аллегориях.

В России Э. я. складывается в систему приёмов в условиях подцензурной печати с конца 18 в. Масте­ра­ми Э. я. были декабристы, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, Салтыков-Щедрин, который и ввёл в общее употребление выражение «Э. я.», И. Франко, М. Горький; к Э. я. обращались К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

В Э. я. разных исторических периодов складывалась различная символика; так, декабристы, говоря о «временщике», имели в виду А. А. Аракчеева, революционеры-демократы революцию называли «рефор­мой», «невестой», «настоящим днём», Сибирь — «Вестминстерским аббатством»; К. Маркс обозна­чал­ся как «реалист», «новейший иссле­до­ва­тель».

Э. я. (без специальной устойчивой номинации) был распространён и в другие периоды русской истории. Прибегали к Э. я. и в других странах: например, Дж. Свифт, М. Сервантес, Вольтер и другие писатели.

Расширительно под Э. я. понимается творческая манера художника слова или публициста, предпо­ла­га­ю­щая исполь­зо­ва­ние соответ­ству­ю­щих приёмов изложения мысли, изображения действи­тель­но­сти безотносительно к условиям и задачам политической борьбы (например, некото­рые произведения М. А. Булгакова, Вс. В. Иванова, А. Франса, Г. Бёлля, научной фантастики).

Ю. А. Бельчиков.