Избранная библиография переводов санскритолога О.Н. Ерченкова

К юбилею Олега Николаевича Ерченкова 

Очный семинар «Общества ревнителей санскрита» с О.Н. Ерченковым в 2019 г., Санкт-Петербург

 

  • «Абхинавагупта Гитартхасанграха»

«Гитартхасанграха» — краткое изложение сути Гиты. Это комментарий Абхинавагупты на «Бхагавадгиту». Абхинавагупта – это философ и практик кашмирского шиваизма, проживавший в Х в. Его называют тантрическим Шанкарой, адептом тантры. Внес существенный вклад в теорию поэтики. Он также является автором комментария на «Натья Шастру».

«Гитартхасанграха» опирается на кашмирскую редакцию «Бхагавадгиты». Существует две основных редакции «Бхагавадгиты»: редакция Шанкары и кашмирская. Кашмирская более объемна. В редакции Шанкары всего 700 шлок, тогда как в кашмирской редакции на 15-20 шлок больше. Еще одна особенность этой редакции — обширное использование словообразования, обусловленное традицией кашмирского шиваизма, опирающегося, в свою очередь, на теорию недвойственности. Поэтому глагольные формы часто встречаются в атманепаде, а не в парасмаипаде. Еще одна из особенностей — известный стих, произносимый Кришной — «…Я являю себя из века в век…», в кашмирской редакции звучит несколько иначе: «…я являю часть себя…».
Кашмирский шиваизм отрицает наличие аватар. Шива не воплощается, так как воплощение Шивы — весь Мир. Воплощения Вишну — это есть лишь его часть. Возвращается в мир лишь часть Парабрахмана.
В этой редакции много отсылок к тантрическому мировоззрению, к тантрической реальности.
Поскольку изначально Гита построена на мировоззрениях санкхьи, являющейся дуальным учением, то кашмирская версия уходит от этой дуальности: поле Курукшетра — это тело человека, а Пандавы и Кауравы — это чувства, в демонических битвах которых рождается человек. Контекст «Бхагавадгиты» является не мифическим, а йоговским («тантрическая йога»). Основная идея освобождения у Абхинавагупты — не изъятие Пуруши из Пракрити, а, наоборот, их объединение.


  • «Вагиш Шастри. Разговорный санскрит»; перевод с англ. О.Н. Ерченков

Разговорник охватывает, в основном, бытовые темы. Подойдет начинающим – студентам, осваивающим разговорный санскрит. С помощью этого пособия в качестве дополнительного учебника можно освоить основы разговорной лексики.
Интересна сама личность В. Шастри. Он — философ, пандит, создавший свою собственную методику, лингвист. В его работы входит «Дхату артха самикша» — двухтомник по исследованию значений санскритских корней. Долгое время являлся деканом Сампурнананда – центрального университета по изучению санскрита в Варанаси.
Его методика основана на естественной мнемонике в сочетании с методами йоги. Надо понять, как строится структура слова. Плодом его размышлений стала «Вагйога тантра» — тантра йоги языка. Его методика так и называется — вагйога. Для общих сведений: первый санскрито-английский разговорник был выпущен в середине прошлого века Дайнанда Сарасвати.


  • «Йога Васиштха». Разделы 1 и 2. («Вайрагья кханда» и «Мумукшу кханда»)

Монументальный труд ведантической мысли. Неизвестно достоверно, где и кем она была создана, по некоторым данным, могла быть создана как на Юге, так и на севере Индии, в Кашмире.
Уже в Х-ХI вв. была создана ее краткая версия в Кашмире, «Лагху Йога Васиштха». Текст поэтический, написан на сложном стихотворном санскрите. Это — поучения мудреца Васиштхи, обращенные к своему ученику Раме. На примерах аллегорических историй Васиштха излагает суть веданты. Попутно мудрец излагает и свое мировоззрение, мировоззрение йоги. Определенным образом тема этой книги переплетается с идеями кашмирского шиваизма. Весь текст изложен в виде увлекательных повествований.


  • Кшемараджа. «Шивасутра вимаршини. Комментарий на Шива сутру» Пер. с санскрита, вступительная статья и комментарий О.Н. Ерченков. – М.: Ганга, 2012.

Кшемараджа был учеником Абхинавагупты, поэтом, мистиком. Среди наиболее известных работ — комментарий к «Шива Сутре» и к «Спанда Карике». «Шива Сутра» — один из фундаментальных текстов кашмирского шиваизма. Был таинственным образом раскрыт мудрецом Васугуптой. Васугупта проживал в VI-VII вв в Кашмире. Существует две версии обнаружения этого текста: по одной из версий письмена «Шива Сутры» были ему явлены на скале, которая и по сей день является местом паломничества. По другой версии текст «Шива Сутры» был продиктован мудрецу непосредственно Шивой.
«Шива Сутра» состоит из 77 афоризмов, поделенных на 3 раздела. По сути они являются различными методиками по медитации, каждый из которых рассчитан на разных адептов.
Медитации поделены по упайям на три метода, в зависимости от онтологического статуса адепта:
— Шамбхава упайя – метод недвойственности. Иначе говоря, метод Шамбху, метод Шивы. В этом методе преобладает метод «абхеда» – неотличность между субъектом и объектом. Это — метод воли – «иччха упайя».
— Шакта упайя – это метод «бхеда-абхеда», двойственный-недвойственный, мерцающее тождество, единство в многообразии, преобладает «джняна шакти», сила познающая. Основной метод — визуализации различного вида. («Что именно человек себе внушил, тем и распутывается» Викальпа шодхана)
— Анава упайя – метод «ану». («Ану» — мельчайшее живое существо). Этот метод — «крийя шакти» — метод действия. Тут внимание уделяется крийям, бандхам, кундалини и т.д.


  • «Тантра Великой Воли». Сваччхандатантра. Пер. с санскрита, вступительная статья и комментарий О.Н. Ерченков. – М.:Ганга, 2010

Сваччха — одно из имен Бхайравы — Самовольный Бхайрава, Прозрачный Бхайрава. Бхайрава — одно из лиц Шивы. Для кашмирского шиваизма — это сам Шива, это акростих – БХАРАВА РАВАНА ВИДРААВАНА — творение, поддержание и разрушение.
В кашмирском шиваизме он рассматривается как мантра.
Бхайрава — это тот, кто заставляет все звучать, гудеть от ужаса, кто повсюду проникает.
Благодаря протяжному произнесению слова БХАЙРАВА человек становится ШИВОЙ.

«Сваччханда тантра» — одна из тантр класса «Бхайрава агам». Агамы делятся на:

  1. «Шиваагамы» — двойственные (? агам),
  2. «Рудра — Бхедаагамы» — двойственно-недвойственные (11 агам),
  3. «Бхайраваагамы» – недвойственные (64 агам).

По большей части эти агамы не сохранились, либо дошли до нас в виде обрывков.
Список «Бхайрава агам» приводит Абхинавагупта в «Тантра-локе» — фундаментальном трактате.
Одной из этих агам является «Свачханда тантра».
В ней дается очень подробная космология, методы созерцания высшей реальности во всех 3-х упайях, мантры и обряды посвящения — дикши.
Обряд дикши (посвящения) восходит к ведической традиции.


«Авадхута Гита»

Текст, авторство которого приписывается Авадхуте Датартрейе, излагающему свою доктрину недвойственности. Авадхута Датартрейя — это персонаж, синкретическое божество, в котором объединены образы Брахмы, Вишну и Шивы — Тримурти. Датартрейя — изначальный йогин, гуру, первобожество. Культ его, в основном, процветает на юге Индии, в Махараштре.
В «Авадхута Гите» содержатся поучения, переданные Датартрейей своему ученику Картике.
Трактат написан в стихотворном размере мануштук. Датируется приблизительно IX-X вв н.э. и представляет собой агамический текст.


«Адвайта — Бхавана упанишад»

Упанишада недвойственного созерцания. Йогическая упанишада – наставление в йоге. «Бхавана» написана в виде стиха.


«Амарогха Шасана»

Трактат по йоге, предписываемый Горакшанатхе, основателю традиции сиддха сиддханти.
В этом трактате, в сжатом виде, содержатся сведения об асанах, чакрах, строении человеческого тела.
Горакшанатх – основатель легендарной традиции сиддхов, в среде которых была тщательно разработана система Хатха йоги в VII-VIII вв. (по научной версии). Традиция сиддхов — одна из Шиваитских тантрических школ, распространившаяся как на севере, так и на юге Индии. Сиддхи являлись йогами-алхимиками, занимались проблемами физического бессмертия и т.д.
Горакшанатх — бессмертный, как и Датартрейя, считается эманацией Шивы. Существует его народная биография. Горакшанатх является автором и других трактатов – «Сидха Сиддханта», «Йога Мартанда», «Йога Вишая». Ему же приписывается авторство фундаментальной агамы — «Калавалинирная Агамы», являющейся мистическо-тантрическим текстом, в котором большое внимание уделяется кундалини, медитации на мантру «со-хам», понятию «сахаджа аджая» — «то, что рождено из звуков — са и ха». Согласно тексту, эту мантру живое существо произносит 21600 раз не осознавая, в процессе дыхания. «Со-хам» означает — «Он есть Я».


«Бахврича упанишада»

Шактистская упанишада. Это — небольшая упанишада.
Шактистские упанишады — канон муктика (канон упанишад) — состоит из 108 текстов, включающих в себя маха упанишады (великие, большие) и сектистские упанишады (малые).
К малым упанишадам относятся: упанишады саньяса, шиваистские, вишнуитские, шактистские, таманья ведантские (общеведантические) и йога упанишады.
Великих упанишад — двенадцать (шактистские – 3 основных направления: Шива, Шакти и Вишну. Шакти — природа — женщина-мать).


«Бхагавати шатанама»

Гимн Богине-матери, из «Шакта Прамода» («Радость Шактам») – сборник, нарезка из разных агам, тантр, пуран. Состоит из десяти агам, из десяти Махавидий.
Богиня мать — едина, но проявляет себя во многих ликах, в 10 формах, 10 Махавидьях: Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Чиннамаста, Матанги, Дхумавати, Камала, Бхагаламукхи, Трипура Бхайрави.

«Ватула шудхайя тантра» — одна из 28 шиваистских агам. Очень интересный мистический текст. Состоит из 12-ти глав. Посвящен вопросам космологии и мантра-йоги с детальным описанием проявления мира как фонематической манифестации: как из первичного звука образуется санскритский алфавит и как путем сочетания звуков проявляется многообразие мира и его энергий.

Тантра–агамы – тантрами называются шактисткие агамы, а агамами — шиваистские (4 пады — 4 раздела: джняна (философский, теоретический), йога, крийя (ритуалы) и чайя (этика и понятия праведной жизни). Агамы – шактисткие, шиваитские, вайшнавские (панчаратры), ганапати (Ганеша) и саура. Центр исследований в French Institute of Puducherry.


  • «Виджняна Бхайрава тантра»

Представляет собой часть более обширного, не сохранившегося текста — «Рудра ямала тантры». Состоит из 162 шлок. В ней описаны 112 медитативных техник выявления в человеке изначальной природы Бхайравы. «Виджняна Бхайрава» переводится как – «распознавание Бхайравы».

Психотехнический аспект, основывающийся на теории структурного полиморфизма: 3 элемента – доктринальный, психотехнический (йогический); логико-дискурсивный и ритуальный уровень.

Эти 112 техник классифицируются по упайям. При этом «В.Б.Т.» не является ритуалистическим текстом, это — йогический текст, применимый в любой жизненной ситуации.


«Гандхарва тантра»

Текст традиции Шри видья (шактизм). Главным божеством выступает богиня Трипура Сундари. Фактически, все последующие описания ритуалов Трипура Сундари опираются на текст «Гандхарва Тантры».
В этой агаме даются техники визуализации, шри янтра, мантры, ньясы (наложения элементов мантры, а также букв алфавита в различные части тела). При этом адепт отождествляет себя с первичным Пурушей, воссоздавая из себя мантра-тару. Таким образом происходит отождествление адепта с божеством, он приобщается к божеству.
Последняя глава «Гандхарва тантры» идентична «Кайвалья упанишаде». Трипура Сундари изображается в виде прекрасной девушки, дается ее мантра – Шодаши — 16-сложная мантра — соответствующая 16-му дню лунного цикла — полнолунию. Ей противоположна Кали-Видья, которой соответствует новая луна. Шодаши — красивая, Кали — гневная, таинственная, грозная форма.


«Джняна санкалини тантра»

Текст традиции Горакшанатха, о недвойственности. Универсалистский текст, поднимающий множество тантрических тем.


«Йога вишая»

Предмет йоги. Небольшой трактат, рассматривающий предмет йоги.


«Ишвара гита»

«Песнь Владыке» — текст из пуран («Курма пурана»).
Гит существует множество – «Деви гита», «Ишвара гита», «Ганеша гита» и т.д. Это — некий жанр, в котором некоторое существо, либо, легендарный герой излагает свою доктрину и учение. Если это божество, то оно самовосхваляет себя, провозглашая себя началом всего и равным Парабрахману, высшему абсолюту. В соответствии с жанром Гиты написаны в размере ануштубх.

Пураны представляют собой 18 больших текстов, сборники мифов о богах и героях. Пуранапанчалакшанам — сарга, пратисарга, вамша раджя манвантарадха – творение, противотворение, описание родов ману (царских родов) и царские деяния – пять признаков пуран.

Поскольку веды сложны для понимания, то для женщин и шудр были созданы пураны.


«Камакхья–тантра»

Шактисткая тантра – леворучная, связанная с культом Камакхьи, именуемой Желанием, по иному — Камарупой. Ее храм есть в Асаме. По преданию, именно в это место упало йони Сати. В этом храме самые старшие жрецы — женщины. Это женский, лунный культ. В «Камакхья Тантре» описываются медитации, панчататвы, либо панча макары — мамса, мадья, мудра, матсья, майтхуна — мясо, вино, рыба, поджаренные зерна и ритуальное соитие; также дается мантра.
Макары представляют собой: вино — ананда, блаженство; мамса — плоть, тело; рыба — прану; майтхуна — слияние индивидуального сознания и Параматмана, интеграцию кундалини и махакундалини, мудра — ум с васанами, санкальпами и викальпами; зерна — олицетворение кармы.


«Карана агама»

Тантра причины (первопричины). Одна из 28 шиваистких агам. Состоит из 10 глав. Описывает Пашупата врату — великий Шиваисткий обет. Описательно-ритуальное произведение. Описывает процесс, ритуал дикши (посвящения), а также ежедневных обязанностей — поклонения.
Пашупата врата с ведических времен в традиции Вирашайвов подразумевает поклонение 8-ми аваранам – 8-ми священным предметам – Лингаму, Гуру, Пятисложной Мантре, Джангаму (шиваисткий аскет, жрец; они бывают разных типов, женатые, аскеты и т.д.), Падодаке (вода, возлитая на лингам либо на стопы Гуру), Прасаду (подношение пищи), Рудракше (дерево), Басме (пепел).


«Каула Упанишада»

Упанишада, не входящая в канон муктика, шактисткая упанишада. Входит в традицию Каула и Шривидья. Характерна своим ригористским и универсальным подходом. Первое изречение — «Дхармати вьяса» — первая сутра звучит как афоризм миманса сутры: «Дхарма есть Адхарма».
Каула упанишада — малая упанишада. Построена в виде сутр-афоризмов. Комментарии, из дошедших до нас, относятся к XVII-XVIII вв. Комментарий на нее составил Баскарарарайя Маким — один из адептов Шривидьи. Знаменитый, влиятельный, очень плодовитый в литературном плане. На юге Индии до сих пор проживают его адепты. Из его работ наиболее известны комментарии к «Лалита сахасранаме», а также «Митиотсава» — комментарии к тексту — «Парашурамакальпа сутра». Существуют также его работы по грамматике и по философским даршанам. Баскарарарайя Маким проводит мостик между брахманской ортодоксией и тантризмом, при этом проповедуя культ богини Трипура Сундари.


«Махамокша тантра»

букв. тантра великого освобождения, шактистский текст, принадлежащий к традиции леворучной тантры. Включает в себя указания на тантрические техники, в том числе и радикальные. В нем, кроме того, говорится и о природе высшей Реальности.
Согласно этому тексту все, что приобреталось в предыдущих эпохах различными техниками, в кали-югу приобретается только путем тантры. Земля — это образ Бхуми-таттвы, образ твердого вещества.
Леворучные тантры , как правило, немногословны. Основная информация передается в устной традиции. Они не упорядочены и не имеют основного канона. Комментарий к Махамокша тантре был сделан Баскарарайей.


«Рудраямала тантра»

Шактистский, очень объемный текст. Переведен только его отрывок в 70 глав. Очень подробный трактат. В нем дается сахасранама каждой из дакинь, управляющих каждая соответственной чакрой. Много сказано о почитании Кали. Есть большой раздел о мантра йоге, в частности, о том, как должна подбираться мантра в соответствии с астрологическими показателями ученика. Присутствует и разбор мандал. Включен подробный раздел, посвященный энергетическому строению тела человека, подробному разбору чакр и т.д.
В «Рудрамаяла тантру» входят: Кали упасана, Бхайрава упасана (почитания Кали и Бхайравы) с подробным описанием мантр, упаий, пудж. А также описания садханы Кали и Бхайраве. Дается часть мантра упасаны — мантра йоги для сонастройки адепта с Кали-Бхайравой.


«Сканда Пурана»

перевод в отрывках. Это — самая большая из пуран, немногим уступает по объему Махабхарате. Сканда Пурана состоит из 70 000 шлок, тогда как в Махабхарате их 100000.
Перевод затрагивает несколько глав из раздела Кумарика Кханда из раздела Шива Кханда (по 20 глав из каждой.)
На данный день изданы отрывки из Кумарика Кханды.
Сканда Пурана представляет собой мифологическое повествование, по большей части шиваисткое, и представляет собой цикл мифов о Сканде: о его рождении, победах и подвигах. В центре повествования находится Сканда – старший сын Шивы, покровитель тайного. Он олицетворяет мужскую силу, бога войны. Сканда считается покровителем воров, йогов, аскетов.
Кумара – Юноша — одно из имен Сканды. Кумарика кханда — раздел повествований о юношестве Сканды и о его подвигах.
В частности, о победе над демоном Таракасурой — освободителем и одним из Великих асуров, Махасуров . Победить их способны только боги и их аватары.
Книга представляет собой сборник глав, соединенных логической цепью, но представленной в Сканда Пуране в виде разрозненных непоследовательных глав.
Шива Кханда – раздел Сканда Пураны , содержащий сборник мифов о Шиве.


«Сукшма агама»

Текст, относящийся к шайвийским тантрам. Одна из 28 агам.
Состоит из 10 глав. Первая глава посвящена природе Шивы — Шива-таттве и тому, как он проявляется в пяти ликах: Вамадеве, Татпуруше, Агхоре, Ишване и Садвьеджите.

Пять ликов Шивы отвечают за 5 творческих энергий: Брахму, Рудру, Вишну, Махешвару и Садашиву. Это — энергии создания: творения, поддержания, разрушения, сокрытия майей и откровения. Шестой лик Шивы не виден. Он обращен внутрь, он смотрит на самого себя.

Лики Шивы соотносятся с космогоническими сторонами света: Вамадева — север – связан с Вишну. Он — поддерживает мироздание. Вамадева прошагал до полярной звезды, проткнул небеса, и оттуда на землю устремилась Ганга. Садьеджита — Запад, новорожденный, принцип творящего Брахмы. Агхора соотносится с Югом, Рудрой- разрушителем. Махешвара — с Востоком, или Татпурушей. Он — многолик, он -восходящее солнце, Тот Пуруша, который есть в солнце, есть Я.Предстает во множестве обличий. Он — владыка майи.
Ишвана – соотносится с сакральным направлением, северо–востоком. Это — самое священное направление, так как север – направление отречения, а восток — знания. В иконографии лик Ишваны обращен вверх.

В последующих девяти главах подробно рассматриваются: шиваистская мантра (панчакшара и шатакшара), отношения гуру и ученика, семь типов шиваитов, шесть ступеней шиваистской веры и части Пути: вера, преданность, усердие, удовлетворенность, практика внутреннего поклонения, полное предание и полное единство. И, в заключение, в последней, десятой главе приводится гимн, в котором Парвати прославляет Шиву – стотра, прославляющая сущность пяти брахман.


«Тара – тантра»

Тара – тантра -леворучныйШактистский текст, связанный с культом Тары, второй Махавидьи. В тексте даются ее мантра, пуджа, а также, связанные с ней, гимны. Подробно выводится обоснование того, что Тару можно почитать путем тантры левой руки. Следует отметить, что Тара почитается не только в тантризме, но и в буддийской традиции. Можно сказать, что Тара является слогом ОМ.


«Тара упанишада»

Шактистская упанишада, не входящая в «Муктика Упанишады». Как раз в «Тара упанишаде» дана Тара — мантра, перечисляются ее аватары — девы. «Тара Упанишада» является прикладным текстом. Вообще, на каждое божество существует своя упанишада.


«Трипура Рахасья»

Трипура Рахасья — пуранико-агамический текст. Состоит из 20000 шлок, входящих в несколько разделов. Самый большой раздел — первый– «Махатмья кханда», иначе — «Раздел прославления величия».
«Трипура Рахасья» практически создана по образцу «Деви Махатмьи». Главенствующее божество, Трипура, богиня, которая на протяжении повествования побеждает различных асуров. Существует 10 проявлений Трипура Сундари.

В тексте присутствует описание ее янтры, представляемой как город с множественными стенами, за каждой из которой находится ее божество -богиня. Рассказ ведется Даттатрейей для Парашурамы. Даттатрейя излагает, как поклоняться Богине Трипуре.
Второй раздел – «Джняня кханда» — философский раздел. В нем Даттатрейя излагает доктрину богини Трипуры.
Третий раздел – «Чарья кханда» — ритуальный.
На русский язык переведены первый и второй разделы (из трех).


«Чандраджняна агама»

Шиваистская агама. Излагается в виде диалога Шивы и Брихаспати — учителя богов, жреца. Шива упоминается под именем Ананда–Рудры.
Агама состоит из 12 глав. Две основных части — крийя пада и чарья пада. В Крийя-паду входят следующие разделы: Шиваадхикья адхака — превосходство Шивы и описания трех таттв: пати — пастух, пашу — связанный, живое существо, паша — узы, майя — путы .Чарья пада содержит в себе описание обрядов, в том числе и посмертных, а также описание пяти ачар (Шива, гуру, линга ,бхритья — путь служения, ганачара — следование общности , сообществу шиваитов и всего человечества). Тут же излагается описание внутренней сущности Гуру и взаимоотношений гуру — ученик. Подчеркивается исключительная важность гуру: если Шива разгневан — Гуру спасет адепта, если же Гуру разгневан, то ничто и никто не в состоянии спасти ученика. В тексте излагается весьма интересная установка: если ученик живет в миру и женат, то и гуру должен быть таким же.


«Шакта виджняна»

Шакта виджняна – маленький трактат, посвященный традиции кашмирского шиваизма. По-видимому, написан под влиянием школы натхов. Описывает энергетическое тело человека с его 12 чакрами.


«Шакти–сутры»

Шакти — Сутры – шактистский текст, преподносящий понятие Шакти как активного Брахмана, высшую реальность женского начала. Переживание есть познание Шакти. Шакти представляет собой Единое во Множестве. Соответственно, любая форма — ее форма. Без Шакти Шива — это шава, то есть труп. Текст передает концепцию преобладания женского начала над мужским, которое без него пассивно.
Существует и более объемный, подробный текст — «Хаягрива шакти сутра». Хаягрива это человеко-конь – реверсивный кентавр – с лошадиными головой и грудью и человечьей нижней частью тела.


«Вишну Шодаша-нама-стотра»

Перечисление 16-ти имен Вишну.


«Калика-стотра»

перечисление имен Кали.


«Карпураари стотра»

Перечисление имен богини Карпуры.

Состоит из 22-х мистических стихов. Число двадцать два соответствует количеству слогов в «Дакшина Кали стотре». Стотра была издана Артуром Авалоном с очень подробным комментарием на английском и на санскрите. Стотра — это гимн, жанр панегирической поэзии, прославляющей божество. Обычно стотры достаточно примитивны и содержат в себе перечисления имен божества в дательном падеже — выражающие поклонение этому божеству.

Однако, существуют и стотры, написанные хорошим поэтическим слогом. Немалое их число принадлежит перу Шанкарачарьи и Абхинавагупты. Каждое божество имеет определенное, мистически обусловленное, число стотр. Так, например, для Вишну число стотр соответствует двенадцати, для Шивы — одиннадцати, для Шакти – восьми – девяти и т.д. И это – не случайно. Например , число стотр в «Вишну-стотре» соответствует числу Адитий: их тоже — двенадцать. Поэтому у Шанкарачарьи Кришна говорит: «Среди адитьев я – Вишну». Отсюда и проистекает сакральность числа12. У Нараяны тоже 12 лиц, Рудр же -11. Соответственно, Шиве посвящено 11 стотр. С Шакти соотносятся числа 8 и 9. «Девять» — женское число: 9 месяцев беременности и т.д. Число 8 является числом Пракрити — Природы. «Земля, вода, огонь, пространство и т.д. … это — моя восьмеричная пракрити».


«Кали Упанишада»

Шактистская упанишада .Описывает 22-слоговую мантру «Аваранадэваат» – богинь, входящих в свиту богини Кали, Калинитий. Их тоже 12. Можно отметить что в Кашмире существует школа Краванов . Согласно традиции, в ритуалах 12 Кали располагаются по кругу , а 13-ая в центре. В бенгальском же шактизме число Кали — 8.


«Кали тантра»

Кали тантра — классический диалог Шивы и Шакти. Прикладная тантра, в которой описываются янтра и мантра, а также идет речь о единстве всех форм Шакти. Все 10 Махавидий — это единая богиня в разных ролях: Кали, Камала, Трипурасундари, Дхумавати, Чиннамаста, Тара, Шодаши, Бухамавешвари, Бхагаламукти, Матанги.


«Краткое почитание Адьякали»

взят ритуальный фрагмент из Маханирванатантры. Представляет собой руководство по почитанию Адьякали в домашних условиях.


«Краткое почитание Ватука-Бхайравы (Рудрамаяла-тантра)»

Руководство для почитания Ватука-Бхайравы. Практическое пособие, для домашнего проведения ритуалов.


«Краткое почитание Дакшинакали (Шакта-прамода)»

Отрывок из средневекового ритуального сборника – датируемый XIII веком. В нем собраны руководства по почитанию 10 Махавидий, Кумари Дурги и 10 панчаянта божеств. К каждому из этих божеству даны: янтра, мантра, пуджа, перечень 1000 имен, упанишада и стотра, хридая.


«Краткое почитание Тары (Шакта-прамода)»

Отрывок из средневекового ритуального сборника – датируемый XIII веком. В нем собраны руководства по почитанию 10 Махавидий, Кумари Дурги и 10 панчаятана божеств. К каждому из этих божеству даны: янтра, мантра, пуджа, перечень 1000 имен, упанишада и стотра, хридая.


«Кришнашрая-стотра (Валлабхачарья)»

Маленькая стотра, состоит всего из десяти шлок. Известная стотра традиции Пуштимарга. Ее основатель — гуру Валлабхачарья — излагает свою доктрину, в которой Кришна — центральное божество.


«Кшетрапала-Бхайрава-стотра»

гимн Бхайраве, воинственный и экспрессивный. Выражающий поклонение Бхайраве, просьбу защитить и сохранить. С большим количеством биджа мантр. Состоит из восьми шлок.


«Матанги-сумукхи-кавача (Рудрамаяла-тантра)»

отрывки из шакта прамоды. Кавача — защитная мантра, когда для защиты призываются те или иные аспекты определенного божества. Состоит из формул – «да защитит, да покроет все тело высший Брахман…» и т.д.
Матанги сумукхи – матанга-кавача Прекрасноликой Слонихе.


«Чиннамаста стотра»

Чиннамаста — одна из 10-ти махавидий. Представлена женщиной с отрубленной головой, из шеи которой хлещет кровь, которую она сама же и пьет. На Кали-янтре изображается стоящей на совокупляющейся паре, прорастая сквозь нее. Сама эта пара состоит из Камы и Рати (бога любви и его жены — Желания). Это — Шакти Кама Дэва. Рати представляет собой мистическое название долгой буквы «И». Кама и Кали же соотносятся с буквой «Ка».
Чиннамаста–безглавая – символизирует отсечение своего эго. Про Чиннамасту существует издание на английском языке, в нем весьма детально описана иконография Чиннамасты.


«Чиннамаста-хридая»

Хридая-стотра — одновременно несет в себе (хридая — сердцевина) мантру, славословие – таким образом представляя сокращенный, изложенное в виде стотры, руководство.


«Шива-Махимна-стотра»

гимн величию Шивы из Сканда-пураны. Прославление Шивы. Считается, что его автор – Гандхарв Пушпаданта — белозубый. Согласно мифу, он наступил на цветы, и был наказан Шивой. Тогда он спел этот гимн и был от проклятья избавлен. Состоит из сорока стихов.

«…Твое высочайшее величие, не имеющее границ,
прославляется Брахмой и другими,
возносящими голос тебе с радостью.
И, хотя все произносимое ими,
ограничено их собственным пониманием,
моя эта стотра, о, Хара,
безгранична…»


«Шива-тандава стотра»

замечательный гимн из Рамаяы. Тандава — героический танец Шивы. Танец же супруги его, Парвати, напротив — ласья — нежный. Считается, что написал его демон Равана. Равана каждый день летал на Кайлас для почитания Шивы. В один прекрасный день ему это надоело, и он решил перенести господа Шиву к себе на Ланку.

В это время Шива и его супруга, Шакти, предавались любовным утехам. Парвати заметила, что гора под ними шатается и сообщила об этом мужу. Тогда Шива опустил ногу и стал тормозить. При этом гора придавила Раване руки. От боли Равана взревел. Тогда Шива и назвал демона — Раваной, обратившись к нему со словами: « мой любимый Ревун – Равана…». В последствии Равана и сочинил эту стотру, чтобы загладить свою провинность перед Шивой. Стотра написана красивым поэтическим стихом. Своей ритмичностью и звучанием она подражает звукам ритуального колокольчика.


«Тара тантра»

небольшая леворучная тантра.


«Панчадаши»

автором является Видьяаранья, один из прямых учеников Шанкарачарьи. Произведение представляет собой работу о философии адвайта-веданты. Затрагивает космогонические вопросы веданты.


«Даттапурана»

авторский текст Васудева Ананда Сарасвати. Проживавший в конце XIX — начале XX вв. последователь культа Даттатрейи приводит биографические и географические данные. Труд состоит из восьми разделов, по восемь глав в каждом. Текст изложен в стихотворной форме. Даттапурана находится в подготовке к изданию.

Доклады

«Концепт Кала и его использование в тантрической метафизике»

Концепт единства, разделяющего реальность. Это грань, портал, где внутреннее переходит во внешнее, где верх переходит в низ. Если мы представим себе песочные часы, то Кала это горлышко, по которому внешний образ пересыпается в нижний, проходя сквозь которое Шива дробится на песчинки. Таких порталов много. Порталов, которые дробят и делят сущности на множество. Кала это одновременно энергия и сила, ограничивающая и делящая, дробящая.


«Каула-Упанишада : мистический опыт и мистическое знание»

Анализ текста «Каула Упанишад». Рассуждения на темы мистического опыта и мистических знаний. Проводится демаркация между знанием в западном, индийском и тантрическом пониманиях. Интересен момент, что знание неотделимо от понятия опыта. Оно ценится и ставится на небывалую высоту, однако, в индийской традиции опыт не причисляется в линию знания и выводится за пределы когнитивной гносеологии.


Опыт контекстуальной реконструкции древнеиндийского религиозно-философского текста (на примере «Хираньягарбха-сукты» «Ригведы»)

«Хираньягарбха-сукта» — «Гимн к неизвестному богу» — в данной работе О.Ерченков рассматривает «Неизвестного Бога» как конкретного – бога «Ка». На основании контекстуальной реконструкции других источников, а также нирукты, автор делает заключение, что слог «Ка», помимо того что является безличным местоимением, восходит к глагольному корню«канч» — «сиять». Таким образом, божество, которому воспевается гимн — является не неизвестным, но «хиранья гарч» — сияющим!


Символическая география шиваитских агам на примере текстов Сваччханда-тантры и Сканда-пураны

Сравнительное исследование, описание пуранической космографии, приведенной в «Сваччханда тантре». Подобное описание можно найти и в «Шримад Бхагаватам». В работе основной акцент смещен на то, что геокосмические описания, приведенные в «Сваччханда тантре», на самом деле, описывают карту сознания. Именно на этой «карте» йогин должен внутренне сосредоточиться. В работе также приводится техника визуализаций.

19 июня 2021 г.

составила Н. Вачнадзе,
сверила П. Лабутина