Лингвистический энциклопедический словарь

Звукоподража́ния тео́рия

(ономатопоэтическая теория) — одна из теорий происхождения языка, согласно которой язык возник в результате того, что человек подражал звуковым (и незвуковым) признакам называемых объектов. Сторонники З. т. обычно понимали звуко­подра­жа­ние широко — и как подражание звуком звуку (отраже­ние в звучании слова звукового признака объекта-денотата), и как подражание звуком не-звуку (отражение в звучании слова какого-либо незвукового признака объекта-денотата), т. е. и как собственно звуко­под­ра­жа­ние («трах», «ква-ква»), и как звукосимволизм («бублик», «боб», «губа» — с губными звуками, характерными для обозначения чего-либо округ­ло­го, выпяченного). З. т. была выдвинута стоиками (3 в. до н. э.), получила развитие в трудах Г. В. Лейбница, И. Г. Гердера и других. Сильной стороной З. т. было признание существования перво­на­чаль­ной связи между звуком и значением в словах языка и признание естественного, отприродного характера этой связи. Противники З. т., справедливо критикуя её за недооценку социальных условий возник­но­ве­ния языка и за абсолю­ти­за­цию принципа звуко­под­ра­жа­ния, вместе с тем необоснованно принижали значение звуко­под­ра­жа­ния и отказы­ва­лись признать суще­ство­ва­ние звуко­сим­во­лиз­ма. Иссле­до­ва­ния 50—80‑х гг. 20 в. дают веские доказательства в пользу того, что собственно звуко­под­ра­жа­ние и звуко­сим­во­лизм играли, наряду с жестом, важнейшую роль при возникновении языка.

С. В. Воронин.