Лингвистический энциклопедический словарь

Происхожде́ние языка́.

Вопрос о П. я. был поставлен в античном языкознании (см. Античная языковедческая тради­ция) в рамках более общих философских дискуссий о сущности языка (вопрос «о правиль­но­сти имён»). Одно из направлений греческой (и позднее эллинистической) науки отстаивало естест­вен­ный, «природный» характер языка и, следовательно, закономерную, биологическую обуслов­лен­ность его возникновения и структуры (теория «фюсей» [φύσει] — «по природе»). Другое направ­ле­ние (теория «тесей» [θέσει] — «по положению», «по установлению») утвержда­ло условный, не связанный с сущностью вещей харак­тер языка и, следо­ва­тель­но, искусствен­ность, в крайнем выраже­нии — сознательный харак­тер его возник­но­ве­ния в обществе.

Эти два борющихся направления фактически продолжали существовать в европейской лингви­сти­ке средних веков и Возрождения, а затем Просвещения до начала или середине 19 в., тесно переплетаясь с дискуссией номиналистов и реалистов (т. е. с обсуждением вопроса о реальности и априорности — апостериорности общих понятий), а затем — картезианцев и сенсуалистов (т. е. с обсуждением соот­но­ше­ния рассуждения и чувственного опыта). Однако только начиная с 18 в. проблема П. я. была постав­ле­на как научно-философская (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер). Итогом развития исследований в этой области явилась концепция В. фон Гумбольдта, согласно которой «создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Он не только внешнее средство общения людей в обществе, но заложен в природе самих людей и необходим для развития их духовных сил и образования миро­воз­зре­ния...». В этой концепции (вслед за Гердером) обращается внимание на единство развития мышления и языка в антропогенезе и на неправомерность сведе́ния проблемы П. я. к узко языко­вед­че­ско­му подхо­ду. Народ «создаёт свой язык как орудие человеческой деятель­но­сти», — пишет Гумбольдт; это диалекти­че­ское положение стимулировано идеями Г. В. Ф. Гегеля. Гумбольдт отрицал сознательный характер языко­твор­че­ства, что резко противо­по­став­ля­ет его взгляды распространённым в 18 в. концепциям «обществен­но­го договора». Гегель оказал большое влияние на философию языка 19—20 вв., так, с его теорией развития связаны положения А. Шлейхера о процессах «языкового созидания» в доистори­че­ский период под влиянием творческого инобытия духа человечества в языке. Напротив, Х. Штейнталь, опираясь на мысли Гердера и Гумбольдта, утверждал идентичность проблем сущности и проис­хож­де­ния языка на основе единства творческой деятельности народного духа как в доистори­че­ский, так и в исторический периоды. Штейнталю принадлежит мысль о господстве в доистори­че­ский период внутренней языковой формы, что связано с особен­но­стя­ми восприятия и осознания мира перво­быт­ным человеком; сходные мысли высказывал А. А. Потебня. Свои общие положе­ния Штейнталь конкрети­зи­ро­вал в теории звукоподражания (см. Звукоподражания теория). Оппонентом Штейнталя выступил, в частности, В. Вундт, развивший дуалистическую концепцию, соглас­но которой язык зарождается как «инстинктив­ные движения, источник которых лежит в представ­ле­ни­ях и аффектах индивидуального сознания... Но языком эти выразительные движения могут сделаться только в обществе, где люди живут в одних и тех же внешних и внутренних условиях». Выражая «внутреннюю жизнь», язык «тотчас переходит в совокупность индивидуумов».

Важным шагом к правильному осмыслению проблемы П. я. была выдвинутая Л. Нуаре трудовая теория П. я., согласно которой язык возник в процессе совместной трудовой деятель­но­сти первобытных людей как одно из средств оптимизации и согласования этой деятельности. Трудовая теория разви­ва­лась также в работах К. Бюхера, видевшего истоки языка в «трудовых выкриках», сопровождавших акты коллективного труда.

В зарубежной науке 20 в. в трактовке вопросов П. я. господствуют два крайних направ­ле­ния. Одно, «натурализующее», пытается вывести язык из форм поведения (в частности, коммуни­ка­ции), присущих животным, рассматривая эти формы как проявление единых, изначально присущих животным (и чело­ве­ку) биологических тенденций («теория контактов» Д. Ревеса и др.). Предста­ви­те­ли другого, «социо­ло­ги­зи­ру­ю­ще­го», направ­ле­ния, напротив, пытаются усмотреть у животных уже сложившиеся формы социальной жизни и приписывают им специфически человеческие особенности отражения и осознания действительности; отсюда, в частности, попытки обучения высших приматов человеческому языку, поиск у дельфинов «языка» человеческого типа и т. п. В обоих случаях язык выступает как своего рода прибавка дополнительных выразительных средств к определённого рода деятельности; отсюда часто встречающиеся попытки свести проблему к изучению П. я. как абстрактной системы из систем коммуни­ка­тив­ных, точнее сигнальных, средств, присущих животным. Между тем уже в работах осново­по­лож­ни­ков марксизма чётко показано, что решить проблему П. я. невозможно, если не ставить одно­вре­мен­но вопроса о происхождении специфически человеческих форм отражения и деятельности, генетически связанных с языком.

Марксистское осмысление проблемы П. я. дал Ф. Энгельс в своём известном фрагменте «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). Основной мыслью Энгельса является неразрыв­ная внутренняя связь развития трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, разви­тия сознания (и вообще психики) формирующегося человека и разви­тия форм и способов общения. Общение развивается (и затем возникает язык) как необходимое следствие развития производственных и других общественных отношений в трудовом коллективе — у людей появляется что сказать друг другу — и в то же время служит опорой для возникновения высших форм психического отражения, для складывания челове­че­ской личности: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепен­но превра­тил­ся в человеческий мозг» (Соч., 2 изд., т. 20, с. 490). Эти мысли подробно развиты К. Марксом и Энгельсом также в «Немецкой идеологии» (см. Маркс К., Энгельс Ф. о языке).

С психологической точки зрения развитие психики первобытного человека под влиянием труда и общения не сводится только к развитию мышления, только к развитию форм осознания человеком окружа­ю­ще­го мира: язык, в т. ч. в его первобытных формах, участвует в различных сторонах психи­че­ской жизни, опосредуя не только мышление, но и восприятие, память, воображение, внимание, эмоцио­наль­ные и волевые процессы, участвуя в мотивации поведения и т. п. Без языка невозможны присущие человеку формы познания мира и способы взаимо­от­но­ше­ния с действительностью.

С лингвистической точки зрения ошибочна распространённая тенденция искать «перво­быт­ные» черты в структуре современных языков или, напротив, переносить их особенности (в част­но­сти, члено­раз­дель­ность) на язык первобытного человека. Никакие данные, получен­ные путём анализа и сопо­став­ле­ния современных языков, хотя бы они и касались более древних эпох их развития (например, данные, полученные в сравнительно-исторических иссле­до­ва­ни­ях), не имеют суще­ствен­но­го значения для проблемы П. я. как свойства, отличающего человека от животного, так как эпоху возникновения языка отделяют от самой «глубинной» реконструкции значительно более протяжённые периоды, а глав­ное, — все эти данные относятся к эпохе, когда уже сложилось человеческое общество, облада­ю­щее вполне сформи­ро­вав­шим­ся звуковым языком (см. Глоттогенез). Между тем П. я. связано с гораздо более архаичными формами взаимо­от­но­ше­ния людей и относится ко времени возник­но­ве­ния общества. Кроме того, язык как средство общения вообще мог возникнуть лишь как следствие появле­ния опреде­лён­ных социальных функций общения (см. Функции языка).

Социологическая сторона проблемы П. я. как раз и сводится к вопросу об этих социальных функциях общения в первобытном коллективе. Они несводимы к тем элементарным биологическим потреб­но­стям, которые удовлетворяет звуковая сигнализация у животных. «Члено­раз­дель­ная речь могла сложить­ся в условиях образования сравнительно сложных форм общественной жизни..., она способ­ство­ва­ла выделению общения из непосред­ствен­но­го процесса производства в относительно само­сто­я­тель­ную деятельность» (А. Г. Спиркин, «Происхождение сознания»). Можно предпо­ло­жить, что функции общения развивались от «стадной стимуляции» (Н. Ю. Войтонис) к функции обществ, регуля­ции поведения и затем, когда средства общения получили предметную отнесённость, т. е. сформи­ро­вал­ся собственно язык, — к знаковой функции.

Физиологически П. я. необъяснимо, если анализировать лишь отдельные анатомо-физио­ло­ги­че­ские отличия в строении мозга, органов речи и слуха у человека по сравнению с высшими животными. Однако в современной науке, особенно зарубежной (Э. Х. Леннеберг, США), сильна тенденция выводить особенности человеческого языка из врождённых психо­фи­зи­че­ских механизмов. Физио­ло­ги­че­ская основа речи человека — это сложная система связей, объеди­ня­ю­щих различные зоны коры головного мозга в особую, так называемую функцио­наль­ную, систему. Эта последняя формируется на базе врождённых анатомо-физиологических предпосылок, но несводима к ним: она формируется у каждого человека в отдельности в процессе его развития. П. я. и есть — с физиологической точки зрения — возникновение таких, обслуживающих процесс общения, «функциональных систем» под влиянием разви­тия труда и всё большего усложнения общественных отношений.

А. А. Леонтьев.