Читать онлайн астрономия

VK: vkvideo.ru/video-88831040_456240256
YT: youtube.com/live/eYvLnWaIEnA

Стенограмма не авторизована. Автор лекции не несет ответственность за качество ИИшечного-транскрипта.

Рад новой встрече с вами!
Итак, мы с вами продолжаем курс, который изначально имел название «Ликбез по астрономии» и постепенно переименовался в «Астрономию для астрологов». Вторая часть нашего курса стала возможна благодаря вашим пожеланиям, что мне несказанно приятно, поскольку, видимо, темы, которые мы рассматривали, оказались вам близки и понятны.

Через месяц мы начинаем вторую часть нашего курса, и я хотел бы сказать несколько слов о том, о чем мы с вами будем разговаривать. Вторая часть нашего курса – она проистекает, разумеется, из первой части, является ее логическим продолжением. Ну и не лишним, я думаю, будет напомнить кратко, о чем именно мы с вами разговаривали, что обсуждали на первой части нашего курса.

Итак, мы поговорили с вами о том, что такое есть вообще астрономия, и на одном из первых же занятий провозгласили такой тезис, что астрономия – это древнейшая мировоззренческая наука, которая присуща только цивилизованному обществу. Обществу, которое может заниматься стратегическим планированием своего развития.
Мы поговорили с вами об истории астрономии, о ее истоках с самых древнейших времен до сегодняшнего момента, о первых наблюдениях и о том, как эти наблюдения интерпретировались.

Астрономия и астрология возникли вместе. И долгое время друг от друга они совершенно были не отделены, потому что являлись частью одного целого. Иными словами, зачем нужна астрономия, если не для каких-либо прогнозов? А прогнозы – это календарь, это в сторону науки, и это – интерпретация видимых, наблюдаемых явлений, это уже вопрос мировоззрения. Далее мы с вами рассмотрели, что такое календарь, как он устроен, какие были календари в древнем мире, поговорили и о физическом устройстве Вселенной – нашей Солнечной системы и Вселенной в целом. Хотя и недостаточно, пожалуй, коснулись этой темы, поскольку она уж очень обширна, на самом деле.

Затем мы коснулись такого вопроса, как астрономия в мифах, легендах, литературе и даже немножко, на последнем занятии, у нас шла речь о том, что в древнеиндийском театре Бхаратнатьям астрономия и астрология были неотъемлемой его частью.
Календарь, как основная задача астрономии, присутствует у всех народов: либо сезонный календарь, либо какой-то более точный. И у каждой цивилизации были свои средства выражения этого календаря: в мифологии, в танцах, в песнях, в играх.

Во второй части нашего курса мне хотелось бы уделить больше внимания именно астрономии и астрологии в древнеиндийской культуре, поскольку одна из важнейших древних астрономических и астрологических школ как раз является производной древнеиндийской культуры. Можно грубо так сказать, что существуют две большие школы: это астрономия и астрология западная, которая является наследницей вавилонской цивилизации, и астрономия и астрология восточная, которая является наследницей уже индийской цивилизации. У них множество пересечений, которые частенько входят в противоречия друг с другом. И мы в этот раз посвятим больше внимания именно восточной школе, скажем так, астрономической, астрологической.

У астрономии, как и у любой другой науки, есть какой-то основной язык. Так, например, для западной современной астрологии – это латынь, а для астрологии и астрономии Древней Индии – это санскрит. И, конечно, мы не можем обойти стороной эту символическую и знаковую систему, несколько наших занятий будет посвящено именно этому важнейшему языку, а также его месту в культуре и истории человечества в целом. Поговорим о языковых семьях, о пересечении языковых культур, об их происхождении. Выясним, какая языковая семья является наиболее древней и какие между ними есть отличия.

Также мы поговорим о письменности санскрита. Мы знаем, что тексты санскритские писались в основном в двух знаковых системах: это брахми и деванагари. Мы коснемся именно деванагари как наиболее распространенной системы. Она еще называется «Письмо небесного града» – а почему небесного града? Почему так красиво и почему с такой претензией была названа эта письменность? Вот мы этот вопрос и разберем. Почему некоторые буквы этой системы немножко походят друг на друга? С чем это связано и какой в этом символизм.

Поскольку астрономические термины в древнеиндийской культуре формировались из окружающего мира, из окружающего быта, мы уже эту систему рассматривали с вами в древних источниках, касались их немножко на первой нашей части. А во второй части поговорим уже более конкретно о некоторых важнейших словарях, откуда мы можем узнать происхождение и значение астрономической и астрологической терминологий, а именно – этимологический словарь «Нерукта», немножко мы о нем поговорим и процитируем, словарь синонимов «Амара-коша», словарь «Нигханту», и очень важный и загадочный словарь, который называется «Вайдика-коша».

Под этим названием «Вайдика-коша» может существовать несколько словарей, потому что в переводе с санскрита «Вайдика-коша» просто означает «ведийский словарь» или «словарь ведийских терминов». Таких словарей несколько, и мы будем рассматривать один из них, под авторством Хамсараджи, который был издан в Варанаси в 1926 году и содержит определения из древнейших текстов, примыкающих к Ведам, которые определяют важные для нас термины.

От сложной ведийской науки мы немножко в дальнейшем отдохнем, и центральная часть – даже не центральная, а, скажем так, средняя часть нашего курса будет посвящена астрономии в литературе, а именно – в детских сказках. Как будто бы там существовали детские сказки (тоже хороший вопрос, обсудим это), в нравоучительных произведениях, и даже коснемся такого текста, как Камасутра. Да, астрономия есть даже там!
Несколько сказок, отрывки, фрагменты из нескольких сказок мы с вами переведем и прокомментируем.

В процессе занятий мы будем использовать и электронные источники – в качестве технического средства обучения. Мы рассмотрим несколько важных инструментов, одним из которых является мультисловарь Саудаманы, с помощью которого вы, не зная санскрита, сами сможете подбирать для каких-то своих нужд астрономические и астрологические термины, находить параллели и синонимы даже для этих терминов. А также исследовать некоторые тексты. И если у вас будет желание санскрит изучать более плотно, то – использовать эту программу для своего изучения санскрита, для своих собственных исследований. Программа бесплатная.

Поговорим о такой важной части индийской культуры, как игры. Однажды в своем письме к Нильсу Бору Эйнштейн, знаменитый физик и автор теории относительности, написал такую интересную фразу: «Старик не играет в кости». Под стариком он понимал Господа Бога. Будучи человеком религиозным, Эйнштейн был приверженцем идеи детерминизма в физике. То есть, он считал, что любое событие можно предсказать, поскольку оно происходит благодаря стечению множества факторов, которые теоретически можно предсказать, можно определить. То есть, если есть следствие, то для него найдется определенная причина, например, хотя бы Божий замысел, хотя бы так. Так вот, в Древней Индии очень многое полагалось в играх и в предсказаниях на волю случая.

Они предполагали, что существует некоторый фактор, который вносит всегда свои коррективы, то есть, фактор некоторой непредсказуемости. В нашем макромире, физическом мире, практически невозможно представить, чтобы какое-то событие произошло случайно. Поэтому и детерминисты так и предполагали, что в физике можно предсказать все. Но уже в двадцатые-тридцатые годы ХХ века, с появлением квантовой теории, оказалось, что совсем это не так, и что случайность как важнейший фактор мироздания – существует. Так вот: поговорим немного об игре в кости, а также о важнейших древнеиндийских играх, которые дошли до нас. Вот у вас на слайде сейчас пример игры чатуранга. «Чатур» – «четыре», «анга» – это часть чего-либо, неотъемлемая часть, то есть, четыре части – или четыре рода войск здесь имеется в виду.

Как бы военная игра: играют четыре игрока, каждый попеременно бросает кубик. У кого больше очков выпало на этом кубике, тот ходит первым. Если сильно везет, так можно и вообще одному человеку только ходы делать Если в современных шахматах игроки делают ход попеременно, то в чатуранге и подобных ей играм ходы делались уже благодаря кубику. Но не уже, а еще.

Шахматы появились позже, и шахматы – это уже западная интерпретация чатуранги Поговорим о правилах и той, и другой игры. О числовом и астрономическом символизме чатуранги, который, кстати, не сильно-то пропал при переходе в шахматы, этот символизм остался. Ну и коснемся шахмат уже немножко более подробно, их правил, их концепции.
Кроме шахмат в Древней Индии существовали и другие игры – мы тоже их рассмотрим, например, «пачиси», «9 мужей» – поговорим о них

В первой части нашего курса мы хотели уделить немного большее внимание макромиру, устройству и эволюции Вселенной, но у нас немножко это не получилось, не хватило времени. И вот во второй части нашего курса мне бы хотелось этот пробел закрыть. Поговорим о Вселенной высоких энергий, о том, что такое квазар (кстати, вот у нас на слайде он), что такое черная дыра и в чем смысл расширения пространства, что это вообще за процесс такой. Коснемся такой вещи, как инфляция. Это не просто рост цен на продукты в бытовом смысле, а в физике это соответствует примерно значению слова инфляция как «накачка, наполнение». Что тут накачивается, чем наполняется? Об этом поговорим с вами.

Ну и обещал я тоже в первой части курса рассказать об эволюции жизни на Земле, о динозаврах, отчего же они, такие бедные, вымерли, прожили 250 миллионов лет на нашей земле, невероятно дольше, чем мы живем, ну и, тем не менее, прекратили свое существование. А были ведь они царями природы во всех смыслах. Кроме, пожалуй, того, что не могли на нее влиять. А так – среди других животных – да, конечно.

Несколько слов скажем об устройстве вещества, ведь ученые и в Древней Греции, и в Древней Индии уже задумывались о том, что вещество состоит из мельчайших каких-то частиц, первочастиц, которые все имеют одинаковую природу. В Древней Греции их назвали «атом», в Древней Индии – «ану», первочастица.

И древние ученые, что интересно, предположили размер частицы, хотя он оказался на несколько порядков больше, чем реальный, но тем не менее. Размер атома у нас реально в физике 1 на 10 в минус девятой степени, 1 на 10 в минус двенадцатой степени. А вот в Древней Индии, например, ученые считали, что размер атома примерно 1 на 10 в минус шестой. Тоже, конечно, мало, но не соответствует действительности. Однако им удалось удивительным образом рассчитать скорость света, которую они связали с размером атома. И то, что у них рассчитано, а это есть в конкретном гимне Ригведы, этот гимн я вам приведу – так вот, то, что ими было рассчитано, точно совпадает с той скоростью света, которая была вычислена современными учеными.

У вас на слайде изображен атом золота – таким образом, как его представляет себе искусственный интеллект. В этом рисунке очень много ошибок. Поговорим об этих ошибках. Несколько слов, конечно, скажем о структуре вещества, о том, что такое кристалл, какие они бывают. В 50-70-е годы XX века было модно выращивание кристаллов, как правило, поваренной соли. Мой отец также выращивал кристаллы, у него достаточно большой кристалл получился, где-то около 5 сантиметров. Об этом тоже поговорим.

Ну вот, основные будут у нас такие темы. Как обычно, наш курс, состоящий из 16 основных лекций и первой, не входящей в число этих 16, вводной, будет делиться на 4 блока, в которых примерно будут инкапсулированы темы, о которых я уже рассказал. Сейчас перед вами примерный план наших занятий. Почему примерный? Потому что бывает так, что одна лекция может оказаться дольше одного занятия, одна тема… И в этой связи я предусмотрел небольшие, так сказать, окна возможностей. Сейчас об этом поговорим.

Вот первый блок будет содержать такие темы. То есть, сначала вводная лекция у нас будет, если я не ошибаюсь, то 1 октября. А, начиная с 8-го, уже начнется сам курс. То есть, первая лекция у меня помечена прочерком, как вводное занятие. И вот уже, начиная с цифры 1, поговорим о санскрите, о его выразительных средствах, о его происхождении и так далее. Коснемся ведийской культуры.

Второй блок у нас будет посвящен уже постведийскому периоду, средневековому периоду развития индийской философии, индийской научной мысли. И попереводим с вами несколько историй из «Шукасаптати» – это «70 рассказов попугая». Очень известный сборник рассказов или сказок, который предназначался для обучения детей и юношества. Но эти сказки отнюдь не такие уже и детские. Поэтому я в начале нашей беседы уже сказал: а бывают ли вообще детские сказки у них?

Когда они создавали какие-то произведения, то они адресовались к наиболее широкому кругу читателей. И любая сказка птички-попугая, она может быть адресована сразу всем поколениям. Поэтому здесь нет никаких упрощений, никаких заигрываний с младшим возрастом. Как бы мы выразились немножко нелитературно – никакого сюсюканья здесь нет. И на каждом занятии мы будем разбирать по сказке. А если, допустим, какая-то из более интересных и более значимых тем выйдет за рамки предыдущих, то можно будет какие-то переводы сказок заменить на продолжение предыдущего занятия. Вот здесь как раз то окно возможностей, о которых я сказал выше.

Далее речь пойдет об играх. Я уже на последнем нашем занятии, на шестнадцатом, то есть, последнем занятии первой части, сказал несколько слов о том, что календарь, как основная задача астрономии, может быть выражен различными способами: как миф, как развернутое магическое имя, как танец, как сказание или легенда, похожая даже на историческое повествование. Он может быть выражен как театральная постановка, но он может быть выражен и как игра, почему нет? Как музыкальное произведение, как игра. Вот и поговорим об этом

Ну и последняя часть будет у нас посвящена уже физике. То есть, последней теме. Так что – примерно такой у нас план.

На многих занятиях мы будем использовать, я буду использовать, по крайней мере, в качестве демонстрации, как раз те электронные средства, о которых я говорил, нам будет так проще. Если вы пожелаете, вы также сможете пользоваться этими же средствами.
Ну вот, кратко о том, что будет. Так что – добро пожаловать или, как бы было сказано на санскрите: «Свагатам!». Ваши вопросы, предложения?

– Добрый вечер! Есть ли у нас вопросы? Я так понимаю, что среди слушателей у нас есть несколько человек, которые прежде не слушали первые 16 занятий, которые прошли весной 2025 года. А есть те, кто, собственно, вот буквально час тому назад только узнали о существовании такого курса. Есть ли среди наших слушателей сейчас вот такие, которые только что примкнули и ничего не поняли? Или, наоборот, все поняли, им стало интересно. Можете ли кто-то из вас включить микрофон, из тех, кто прежде не подозревал об этом курсе?

– Здравствуйте! Я из тех участников, которые только узнали минут 10 назад, и я подключилась не сразу. Мне стало довольно интересно, но вот у меня такой вопрос: если первую часть курса я не слушала, насколько мне будет понятна вторая часть?

– Я постараюсь любой новый материал давать с оглядкой на те знания, которые уже были получены. Буду постоянно комментировать, буду постоянно делать экскурсы в первую часть. И, разумеется, не должно быть такой ситуации, что, допустим, я рассказываю что-то совершенно непонятное. Конечно, всегда буду отвечать на любые вопросы. В любой момент, как и во время лекции, так вы сможете задавать ваши вопросы и в личном чате.

– То есть, по опыту получается, у нас лекция каждая длилась 2 часа, и бывало, Галина, что на вопросы уходило чуть ли не полчаса каких-то лекций. Ну и, соответственно, у нас закрытый Телеграм-чат, в котором продолжают идти даже спустя многие месяцы оживленные дискуссии. Ну и в любом случае получается, что мы начнем вторую часть в октябре, соответственно – было бы ваше желание, а начать погружение в первую часть еще вполне возможно.

– А как часто занятия будут и в какое время? Мне просто интересно, у меня другой часовой пояс.

– Раз в неделю, среда, 18:30, это уже железно.

– Спасибо.

– Занятия будут выкладываться в записи, поэтому для тех, кто не сможет посмотреть онлайн: вы сможете ознакомиться с их содержанием позже в записи.

– Мы на следующий день выкладываем их в RuTube и в YouTube, они сопровождаются тайм-кодами, соответственно, видно, о чем шла речь. В этом плане у нас проблем нет. У нас на первой части было 103 участника, и не меньше трети из них не могли посещать занятия очно – они жили на Урале, на Дальнем Востоке, где-то далеко – и слушали в записи. Соответственно, часть слушателей изначально, даже во время первой части, очно принимать участие не смогли.

В общем, наше время утверждено, это среда, 18.30. Даже когда осенью 26-го года, если мы решимся на повтор или решимся на продолжение, в любом случае, день – это среда, а время – 18.30 по Москве.

– Спасибо.

– Как оперативно Владимир все рассказал за полчаса! Виктор, у вас есть вопрос?

– Да я просто как бы слушаю. Меня слышно?

– Вас слышно и видно.

– Я просто хотел свои вопросы задать, когда не будет других вопросов.

– В смысле, ваши вопросы касаются каких-то фундаментальных глубин или организационного характера? Какого характера ваши вопросы?

– Ну, они просто по теме, которую излагает Владимир, они не касаются организации.

– В смысле, они касаются того, что было в первой части, или того, что будет во второй части?

– Они всего касаются.

– Я просто боюсь, что они, возможно, настолько фундаментальные… Ну хорошо, давайте, попробуйте!

– Ну, во-первых, вот в воскресенье будет лунное затмение, которое будет длиться 84 минуты. Я там писал, что максимум бывает 108. Это вот как вычисляется – как бы по апогею, когда Луна находится в дальней точке, тогда максимум затмения, правильно я понимаю?

– Да, и когда Луна находится в апогее, то визуально она чуть-чуть медленнее движется. Поэтому чем дальше Луна находится, тем как бы дольше происходит смена ее фазы. Чем ближе она к Земле, тем затмение больше, тем большую площадь оно покрывает – но оно и быстрее проходит.

– Ну, переход к следующей теме. Апогей в западной астрологии называется Черной Луной. И есть ли вот какой-то аналог в индийской сфере, может быть, в Ригведе или еще где-то? Понятие Черной Луны.

– Даршанаса. Такое понятие есть.

– Даршанаса. То есть, вот я с подачи Марциса Юрьевича узнал, что есть двухтомник Сыркина, и скоро мне его привезут. Но я почитал в электронном виде. Там есть первая статья про Черное Солнце. Кришна-сурья, как я понимаю. Хотелось бы знать, что вы об этом знаете. И как это пересекается, Черное Солнце и Черная Луна – в источниках?

– Пересекаются… С точки зрения логики – это одно и то же. Дело в том что слово «сурья», которое мы, как правило, понимаем как Солнце, не означает всегда лишь только Солнце. Сурья – это то, что излучает особо яркий свет. И поэтому наше основное дневное светило – оно Сурья. Солнце является Сурьей, потому что оно источает наиболее яркий свет. Поэтому Черная Сурья, скажем так, может означать не только Солнце, но и полную Луну. А полная Луна становится черной в момент затмения. Поэтому Черное Солнце – это, скорее всего, просто полная затемненная Луна.

– То есть вот сейчас в затмении у нас будет Черное Солнце в каком-то смысле?

– В каком-то смысле – да, это будет Черное Солнце, потому что есть звезда, которая светит у нас днем, есть «звезда», которая освещает нашу жизнь ночью. То есть, главное дневное светило и главное ночное светило. И то, и другое – это по смыслу как бы «солнце», то есть, то, что освещает. Поэтому и то, и другое – это Сурья. Ну, а Черная Сурья – это когда его нету.
Так же, например, Черное Солнце – так можно назвать и затмение самого Солнца, когда свет от Солнца перекрывается Луной. Также можно сказать, да. Черное Солнце – это может быть или лунное затмение, или солнечное затмение.

– Спасибо. Но еще последний вопрос. Есть ли в индийских источниках понятие «черный свет», который есть в иранских источниках, у иранских суфийских мистиков?

– Я не встречал. Возможно, есть, но я лично не встречал такого.

– То есть, Черное Солнце – это когда просто нет света, я так понимаю?

– Да, Черное Солнце – это когда нет света.

– Интересно, о чем пишет Вертоградова в книге «Читрасутра» («Живопись древней Индии по Читрасутре»), это пособие для художников: она рассказывает историю возникновения цветоделения в Индии. И оказывается, что изначально существовало только два цвета: блестящий, то есть, белый – и черный. И собственно, если интересно, Виктория Викторовна – она на сегодня старейший санскритолог Москвы, ей, если я не путаюсь, 92 года исполнилось, и есть ее, в частности, запись доклада, на Рериховских чтениях она читала доклад – и запись эта у нас сохранилась, о цветоделении в Древней Индии.
То есть, она рассказывает как что сколько их было, в какой очередности они возникли. Это интересно. Вот это вот рамках как раз ее перевода единственного пособия для художников – «Читрасутры». Это насчет цветов и насчет черного и не черного.

– Спасибо. А вы можете выложить этот доклад или это как-то там?

– Смотрите, когда я говорю, ваша задача – запоминать фамилии. То есть, я не могу жонглировать ссылками, у меня их тысячи. Витоградова, собственно, и «Читрасутра», и Рериковские чтения. То есть, обычно у нас в стране есть два основных академических чтения: в мае, в Петербурге –Зографские чтения, в декабре, в Москве – Рериховские чтения. И обычно и там, и там доклады систематически не выкладываются после, но на Зографских в последние годы частично выкладываются, а на Рериховских обычно нет.
Но вот на тех докладах, куда я лично попадаю, на Рериховских, я эти записи выкладываю. И вот в 2019 году Виктория Викторовна, она очень интересно всегда рассказывает как раз вот про это, про цвета рассказывает. Потому что если кому-то прям интересно, что такое цвета и как они возникают, то вот эта книга «Читрасутра», ее еще даже и найти в бумажном виде можно – так же, как и двухтомник избранных работ Сыркина, о котором зашла речь.

– Большое спасибо!

– Виктор, вы же были на первой части курса Владимира? Да, был.

– Тогда я вас прошу рассказать ваши впечатления, потому что среди наших слушателей есть те, кто ничего кроме того, что они услышали, и не подозревают. Как вам, в целом, то, что было до?

– Мне хорошо, поскольку я задавал вопросы. Я все, что хотел узнать, узнавал, поэтому мне было интересно.

– Что вам нравится в подаче Владимира? Манера, сам материал? Что вам интересно?

– Ну, это все, как бы, неотделимо, манера, материал. Ну, я понял сразу, что к астрологии, как заявлено, это не относится, но теперь…

– А мы изначально и заявили, что это не про астрологию, это как раз для астрологов, то есть для людей, которые страшно далеки от астрономии, и все же какие-то элементарные представления о мироустройстве им все же полезно иметь. Мы изначально были совершенно чисты, и я, Владимир, считаю, что мы выдержали эту планку. То есть, Владимир – мы изначально сказали, что он к джйотишу не имеет никакого отношения.

– Я просто уточнил.

– То есть предполагается, что сам этот материал – астрономический, он в первую очередь может быть интересен нашим джйотишистам, которые не могут отличить какие-то базовые вещи. С чем у нас возникали сложности, Владимир? С чем из каких-то базовых вещей у нас возникали сложности?
– Например, о механизме лунно-солнечных затмений возникали вопросы. С ретроградным движением планеты: что это, как это физически происходит? Ну и в, конце концов, с устройством Солнечной системы. О том, как это вообще все выглядит, как это функционирует. С календарями были сложности.

– Ключевой вопрос был – это про две системы зодиака. Итак, в общем-то, видимо…

– На этот вопрос, скорее всего, и точного ответа и не будет, потому что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им, видимо, не сойтись. Это две разные системы, которые имеют множество пересечений, и эти пересечения – они только запутывают. Два разных типа мышления.
Поэтому – откуда считать зодиак? Зодиак – он вообще для индийской астрономии неспецифичен. Это вавилонская система, которая была хорошо воспринята западной цивилизацией. И когда наслаиваются эти две системы, возникает путаница: а откуда, например, начинать зодиак, а как сочетаются накшатры и зодиакальные знаки? А с учетом того, что происходит процесс прецессии, смещение точки весеннего равноденствия по звездному небу, то – где начало координат? Всегда возникает этот вопрос.

Нужно ли вносить какие-то коррективы, и есть ли смысл их вносить? С точки зрения астрономии – нет, не стоит. Потому что система деления звездного неба по небесному экватору на 12 частей стабильна. Смещается рисунок звезд и созвездий, а начало координат – это всегда точка весеннего равноденствия.
То есть, начало координат будет все время вместе с этой точкой смещаться – с точки зрения науки. А с точки зрения, например, тех же астрологических моделей, когда предсказания завязаны на начало координат, а это начало координат 2000 лет назад, когда формировались основные астрологические трактаты древнеиндийские, оно находилось в другом месте. То есть, надо сейчас использовать какую-то формулу для перехода между системами координат.

Что это, нужно это делать, не нужно это делать? Это, на мой взгляд, вопрос, который более риторический, чем практический. Это мое мнение, потому что я больше приверженец традиционной астрономии, поэтому на такой вопрос о сходстве и различиях двух систем я ответить не могу.

– Я для себя понял смысл во всем этом и определился. Но если бы не было этого всего, то, наверное бы тоже так думал: какая система, какие-то особенности. Наверное, каждый человек для себя определился в этих двух системах и будет следовать этому. Вот.

– Еще один вопрос. Если можно, или это можно потом в чате. Просто вот вы говорили про ретроградные планеты. Я вот подумал, что кроме семи планет есть еще две теневые планеты, Раху и Кету, которые, соответственно, лунные узлы. И они всегда ретроградные, но иногда они все же бывают директными, то есть, как бы тоже меняют свой ход. А Луна, она ведь не бывает ретроградной. Вот почему лунные углы иногда меняют направление? Зачем это может быть? Как это описывается?

– Это связано с формой лунной орбиты. Поскольку лунная орбита – это нестабильная линия и существует такое понятие как прецессия самой лунной орбиты. То есть, вот, допустим, Луна находится в какой-то момент Х в точке апогея, наиболее удаленная точка от Земли. Но вот эта точка апогея – она будет смещаться немножко каждый месяц. Вот смещение точки апогея, возьмем апогей, просто на круге надо же за что-то зацепиться, пусть будет апогей. Так вот, смещение этой точки называется, период между последовательным попаданием Луны в эту точку, аномалистическим месяцем.

То есть, каждые 27 целых и, по-моему, 22 сотых суток – это длительность анамалистического месяца – Луна оказывается в точке апогея. И со временем эта точка движется. Полный оборот этой точки вокруг Земли составляет 18 с небольшим лет. Именно благодаря прецессии лунной орбиты в целом и возможны в какие-то периоды ретроградное или директное движение этих точек. А где бывают у нас затмения? Они бывают в тех точках, которые диаметрально противоположны, то есть, когда Луна находится либо между Землей и Солнцем, либо когда между Луной и Солнцем находится Земля.

– В целом, лунная орбита – это не эллипс, что-то более сложное?

– Да, более сложное. То есть, это с одной стороны эллипс, центр этого эллипса находится в точке общей массы Земли и Солнца. То есть, центр этого эллипса находится примерно, грубо скажем так, 700 километров под поверхностью Земли. Не в центре Земли, а с небольшим смещением. Так вот, сам этот эллипс вращается. Если мы возьмем, скажем, велосипедное колесо и его немножко сплющим, а потом будем его катить, то вот такой вот процесс происходит и с лунной орбитой.

– Но это в одной плоскости или это какая-то объемная картинка?

– Это объемная картинка, вот этот эллипс, он может отклоняться на 15 градусов в одну или в другую сторону. То есть, наклон лунной орбиты к плоскости составляет примерно 15 градусов.

– Это интересно.

– И вот я боюсь сейчас ошибиться, 5 или 15, надо будет проверить: 5 вроде бы, 5, не 15, да-да, 5 градусов. И вот 5 градусов в одну сторону, 5 градусов в другую сторону – вот получается такая объемная картинка. И, кстати, движение Луны является одним из самых сложных движений в нашей Солнечной системе. Я уж не считаю движение спутников Юпитера или Сатурна. И точно вычислить, где находится Луна, современными средствами можно, ну, допустим на 2-3 месяца вперед, не больше. Если до миллиметра там вычислять, где она находится. Это за счет и вековых движений типа прецессий, ну а также за счет нестабильных гравитационных связей с Землей.

– Так повторы же какие-то есть? Цикл Метона и все такое. То есть, это же как-то предсказуемо?

– Да, примерно предсказуемо. Сарос имеется в виду. Метонов цикл – это просто календарное согласование между солнечным и лунным годом, а здесь имеется ввиду сарос.

– То есть я так понял, что вот эта директная фаза лунных узлов, она коррелирует с положением самой Луны относительно Земли, правильно?

– Да, конечно.

– Все понятно. Спасибо.

– Какие еще есть вопросы? Был бы рад услышать.

– У нас Елена Антонова ходила на первую часть. Ходила на первую часть, Елена Антонова?

– Так и Анастасия Кузнецова тут есть.

– Кузнецова-то везде ходит, ее выгонишь фиг откуда! Ей куда-нибудь объяви, будет физкультурный, там, значит, это самое, субботник, что-нибудь – везде запишется, всюду будет! Я же про тех, кто хотя бы хоть иногда пропускает какие-то курсы. Вот Елена Антонова хоть куда-то не ходит – вот мы сперва узнаем, какое ее впечатление о том, что было прежде.

– Мне очень нравится подача Владимира. Вообще я люблю мифологию астрологическую. И меня интересует как раз связь – все, что касается мифологии. И вот эти вот шифровки данных, которые в текстах есть. Вот это мне очень интересно. Интересны мифы.

– И этот интерес был сполна удовлетворен, да?

– Да, да. И хочу дальше, очень интересна вторая часть тоже. Я думаю, там тоже что-то будет такое мифологическое.

– Вы хотите послушать сказок, да?

– Да-да, и сказок в том числе.

– Владимир готов дать сказок?

– Конечно. На сказки я рассчитываю. На «Шукасаптати», «Хитопадеша», «Катхасаритсагара» – это названия санскритских текстов, содержащих сказания, легенды, нравоучения, наставления. Везде есть астрономический контекст.

– Интересно, я про «Катхасаритсагару» не думал в таком отношении. То есть, я досконально, конечно, не помню все волны, но удивлен насчет астрономического контекста в «Катхасаритсагаре».

– Ну, даже в самой первой истории, когда речь идет о том, почему Шива носит на себе ожерелье из черепов. Даже там.
Потом, любая сказка – это синкретический текст. Расшифрую это сложное слово: то есть, многоуровневый, многослойный. В нем нет ни одного лишнего слова, сюжета или персонажа. Чем-то это походит на классические произведения. Ну вот, например, представьте себе – ну вот «Мертвые души» Гоголя относятся к классике. Каждый персонаж в этом произведении имеет определенное имя, которое его характеризует, или характеризует его деятельность. Коробочка старается себе побольше забрать, Плюшкин все себе собирает, Собакевич похож на грубую собаку – и так далее. В индийских произведениях тоже есть подобный смысл. Он прослеживается как в именах персонажей, так и в сюжетах, которые, как правило, черпаются из философско-религиозных текстов, из тех же Вед, из Пуран, из эпосов.

Нет ни одной сказки, которая просто бы была предназначена для развлечения слушателей. Нет таковых. Любая сказка чему-то учит, и учит на примерах, взятых из текстов, о которых я упомянул. И является также средством обучения молодежи, ее приобщению к древним традициям, древней культуре, к древнему жизненному укладу.

– Вот именно это мне и интересно. Благодарю вас.

– Будет, обязательно. И про 64 искусства пойдет тоже речь, и о том, как украшать свой сад, какие растения там следует сажать. Так что мы больше погрузимся во второй части именно в индийскую культуру, в ее особенности. Ну, а благодаря именно этим особенностям возникают и особенные выразительные средства. А что они выражают? Они выражают как раз те глобальные космические явления, которые наблюдают люди с Земли.

Те тайные, как мы считаем, знания – но они действительно тайные, не каждому легко это понятно – но каждый в этих сказках, в этих текстах всегда увидит что-то свое, что будет созвучно с его сердцем, с его мыслью. Надеюсь, будет интересно.

– Любовь написала: «Полезные и интересные темы все заявлены. Благодарю! Про 64 вида искусств, сад, шахматы». Про 64 вида искусства я хотел бы какой-нибудь тизер, какой-нибудь отрывочек в виде предвкушения, что ли?

– Например, в Камасутре, а также в других текстах иногда указывается список из 64 искусств, которыми должна обладать женщина из древнеиндийского общества. К этим 64 искусствам относятся, например, знание иностранных языков, математики, астрономии, логики, а также игре на медных чашах, наполненных водой, устраивание боев баранов и петухов, украшение сада, готовка, самогоноварение – да, там вот так написано, да.

– Мы как-то устраивали опрос в группе по санскритской грамматике, мол, девушки пусть проголосуют, какие навыки у них охвачены. И выяснилось, что из всего списка, по-моему, только два навыка вообще не были охвачены, а все остальные хотя бы у одной из них были представлены. Поэтому непростые у нас русские женщины, когда они приходят изучать санскрит. У них уже длинный путь, опытный за спиной. Я был удивлен, я думал, что у нас будут большие лакуны, а наши женщины близки к ведийскому идеалу, так сказать, уже изначально.

– Да, это точно!

– Настя, как тебе курс? Хотя, может быть, ты, конечно, у нас по астрологии-то не проходишь, но в целом какое впечатление осталось от курса?

– Да, я далека от астрологии, мне скорее именно астрономическая составляющая была очень интересна – потому что в этом я тоже нуб, я об этом ничего не знаю. И даже больше скажу: я шла на этот курс, такая, думаю: «Так, мне никогда особо не был интересен космос. Ну, давайте посмотрим, что там интересного такого – в сочетании с санскритом и астрологией!» И честно скажу, это превзошло мои ожидания. Это было действительно очень интересно даже не заинтересованному человеку, как мне. Вот я бы на самом деле пошла на второй курс однозначно. Потому что, честно говоря, получить подобные знания – я даже не знаю, откуда я могла бы. Так что – мои восторги, на самом деле.

– То есть, в смысле, что статей в Википедии нет?

– Нет-нет, эту информацию, боюсь, даже не найти нигде. То есть, это из первых рук человека, который на этом жизнь свою построил. И тоже безумно интересно.

– Изучение истории науки, изучение истории естествознания, то есть, такого индийского естествознания.

– Ну это прям гремучая смесь.

– Да, то есть, тот самый синкретизм, о котором, собственно, Владимир и говорил. Да, то есть в этом плане я и сам удивлен. Получается, мы начинаем от словообразования, от этимологии, от того, что означают термины джйотиша – и выходим на танцы… А от танцев мы приходим к истории космоса… Такие переходы нетривиальные! И не ожидаешь их.

– Да, в легком напряжении такой думаешь, а что же будет дальше? Что же он еще там заготовил? Что же он там еще задумал?

– На самом деле, вся Вселенная – это единый большой мир. И человеческое сознание как способ, как метод восприятия всей этой Вселенной, оно всю ее логику, всю ее общность пытается выразить своими способами, своими методами. И это выражение как раз выплескивается в различные культурные аспекты: от игр и танцев до сложных научных формул и телескопов, которые строят десятилетиями. Все это едино.

– Есть ли у нас какие-то пожелания, восторги, вопросы? Из вновь прибывших. Виктор, да?

– Я бы еще глобально спросил, если никто не спросил.

– А давайте, давайте.

– Мне интересно мнение Владимира. Вот я последнее время думаю: вот есть глобальная религиозная система в Индии, по которой будет, в частности, курс «Кашмирский шиваизм». А есть также тамильский шиваизм… И вот это все как-то, с точки зрения Владимира, имеет какое-то представление астрономическое, что ли? Можно ли это как-то описать? Ну, какую-то модель математическую – например, чем отличается Шива от Вишну с точки зрения того, что, по-моему, по Максу Мюллеру, каждое божество – это есть определенная функция, функциональное поле. Вот чем Вишну от Шивы отличается в плане функциональных полей и как это может быть представимо астрономически – или нет?

– Астрономически это может быть представимо. Сначала несколько слов о разнице между тамильским и кашмирским шиваизмом. Это немножко разные системы, с чуть-чуть различающимся мировоззрением. Если в Тамилнаду Шива – это более такое религиозное понятие, то в кашмирском шиваизме не совсем так. Это уже на уровне глубокой философии. Теперь – что касаемо «астрономически».

Если обращать внимание на функции божеств, на их изображения, на способы поклонения и то, что записано в Пуранах и Ведах… Кстати, в Ведах Шивы еще нет, а Вишну вроде как где-то образно появляется. Так вот.

– Мантра же Шивы – там есть, по-моему, в Ригведе? «Ом Намах Шивая»?

– Нет, мне кажется…

– В Ригведе Шивы нету. В Ригведе единственный Шива, какой есть, это прилагательное, то есть, среднего рода, и означает оно там «добрый и благой», и не иначе.

– Да, это просто прилагательное. Это «милостивый», а милостивый или добрый, благой, или оживляющий – это можно к чему угодно использовать, там это еще не божество. Так вот, можно предположить (ну даже не предположить, об этом и работы есть), что, во-первых, Вишну позиционируется как «упендра», то есть, помощник Индры. А в Ведах Индра – это центральное божество, а с точки зрения астрономии – это полная Луна.

Что может быть помощником полной Луны? Это может быть либо ее орбита, то есть, ее путь. В древних текстах есть такая концепция, что вот – есть царь, а есть тот, кто его везет, возничий. Есть божество, а есть его возница, вахана, то есть то, на чем он едет, или тот, кто его везет. Так вот, скорее всего, здесь Вишну (он еще прославился тремя шагами, не будем это забывать) – это эпитет лунной орбиты. Тогда как Шива, кстати, изображается с месяцем в волосах. У него там еще змея есть. Змея – это символ лунной орбиты тоже. Одно из имен Шивы – это Гудуаеша, кстати, имеющий узел в волосах. А что это за узел? Это как раз Луна и Месяц. Так вот: и Шива, и Вишну – это лунные божества. Но если с точки зрения астрономии Вишну – это лунная орбита, то Шива – это Месяц или сама Луна в различных фазах.

А также Вишну можно понимать как определенную фазу Луны, например, первую или последнюю. Из 33 богов, когда 33 божества перечисляют, иногда сокращают их до двух слов: Агни, Вишну. Агни – первый, Вишну – последний. Ну вот, это одна из лунных фаз. Предположим, что последняя. Почему предположим, потому что трактовок в индийской культуре невероятно много. И общей, наверное, и не будет. Тем более – астрономических. Более религиозных трактовок можно найти, нежели астрономических, физических. Ну вот как-то так.

– Я не знаток никак, но поскольку была тема «Натьяшастры» – вот у Абхинавагупты об этом, его интерпретация какая-то есть? С точки зрения планетных явлений, вот того, о чем вы говорите. И как там в «Натьяшастре», поскольку мы говорили, обыгрывались эти вот дела. То есть, как это представлялось на сцене.

– Поскольку Абхинавагупта – это приверженец кашмирского шиваизма, то для него Шива – это сверхсознание, это Абсолют, это не конкретное божество. А «Натьяшастра» – ее задача, с точки зрения комментария Абхинавагупты, это донести знания об устройстве мира для всех людей при помощи как раз такого выразительного средства как театральное действо: танец, мимика и т. д. То есть, здесь выражение самого Шивы может быть только в каких-то конкретных пьесах, в виде конкретного персонажа, но не как какого-то глобального фактора. Потому что если пьеса будет выражать достаточно скучный философский контекст, это будет, наверное, очень сложно, и это даже будет не функция «Натьяшастры». А если сопоставлять Шиву с Шанаишчарайя – с Сатурном, то поскольку Сатурн в «Натьяшастре» выражается, то и Шива будет выражен через Сатурн в «Натьяшастре».

– Можно ли сказать, что «Натьяшастра» более в русле, в сфере кашмирского шиваизма, или она везде, в том числе и у тамилов?
– Она разная. То есть, основной текст и основной комментарий традиционный, самый традиционный, это, конечно, относится к кашмирскому шиваизму. Но с тех пор прошла тысяча лет, и «Натьяшастра» в каждом регионе приобрела свои национальные особенности.

– Да, понял, спасибо.

– Наши прекрасные слушательницы, они очень стеснительные и ничего вслух не скажут? Вот у нас написала Людмила. Она пишет: «Владимир, здравствуйте, первый курс сподвиг меня не только на второй курс астрономии, но и я записалась на изучение санскрита с нуля. Я благодарна Владимиру за невольную мотивацию меня».

– Спасибо. Спасибо. Я очень рад такой высокой оценке. Очень польщен.

– Давайте, последняя возможность кому-то еще помимо меня сказать – потому что теперь выскажусь я, если никто сейчас не возьмет слово. Сегодня стеснительные у нас наши слушатели.

Хорошо, у меня несколько моментов сперва организационного характера, потом я сам расскажу свои впечатления о том, что было, потому что я предполагаю, что то, что было – похоже на то, что будет. Вот, в частности, в рамках нашего курса «Ликбез по астрономии».

Во-первых, у нас, получается, сейчас в чате около 100 человек – и из старичков, кто не продолжает вторую часть, мы их в октябре из чата удаляем. То есть, у нас, пока будет продолжаться курс, у нас будет один чат. И, следовательно, если какую-то часть кто-то не продолжает, мы из нашего единого чата его исключаем, выдав все соответствующие записи. В общем, чат – это до тех пор, пока человек продолжает с нами углубляться в познание Вселенной. То есть, соответственно, в октябре мы зачищаем чат от тех, кто не продолжает – это раз.

Два – для тех, кто не подпадает под условия программы лояльности, то есть, те, кто сейчас, например, пришли к нам впервые, для них стоимость каждых четырех занятий, а четыре занятия – это блок, всего у нас 16 занятий во второй части, то есть, четыре блока, каждый блок у нас стоит 3000 рублей. Поблочная оплата – 3000 рублей за каждые четыре занятия, это во-вторых.

В-третьих, весной у нас начнутся два, можно сказать, дружественных курса, то есть, часть, которую читает Владимир, она закончится к февралю, она должна иссякнуть. То есть, мы начинаем в октябре, у нас будут двухнедельные зимние каникулы – и к февралю мы должны закончить курс. После чего у нас в феврале будет перерыв, и в марте 26-го года у нас запланирован курс. Соответственно, Владимировская часть закончится весной, и весной и летом мы отдыхаем. Это при любом раскладе.

Если мы решим, что будет третья часть нашего «Ликбеза по астрономии», то она начнется не раньше октября 26 года. То есть, мы сейчас идем до весны, и Владимир умолкает весной и начинает разговаривать снова, значит, рассказывать осенью – то есть, как бы такими природными циклами. Появляются заботы, связанные с огородом, и теряем мы Владимира. Огород заканчивается осенью, урожай собираем, яблоки собираем, и возвращаемся в октябре. Соответственно, в то время, пока молчит наша Шахерезада, то есть, с марта 26 года у нас запускаются два сопредельных курса.

Что я имею ввиду? Первый наш весенний курс на тему истории науки, а вот этот ликбез я воспринимаю именно как раздел истории науки, и это всегда очень интересно… Например, мне самому интересна история индологии, я занимаюсь исследованием каких-то неизвестных страниц отечественной истории индологии, материал огромен, и он жутко интересен.

Так вот, в рамках как раз истории индологии, собственно, я уже представлял Владимира Владимировича Емельянова, который у нас прочитает курс, который будет называться «Восточные календари». Я уже показывал его эпохальную книгу, далеко не единственную, он известный шумеролог и, наверное, на этой шумерологической почве его самый известный труд – это перевод «Эпоса о Гильгамеше». Новый перевод. Прежний перевод сделал его учитель из Санкт-Петербурга, а сам он, получается, теперь перевел его заново и издал в самой престижной академической гуманитарной серии, какая есть в России – в «Литературных памятниках». Так вот, у нас всего в рамках Института исследования санскрита, в Обществе ревнителей санскрита у нас шесть кандидатов филологических наук. А вот единственный доктор филологических наук наш – Владимир Емельянов.

И собственно его книга «Календарные праздники Древнего Востока. Исследования и тексты» – это фундаментальное, далеко не единственное исследование, которое есть у Емельянова, вот как раз то, что соприкасается с Индией. Потому что как раз один из разделов 16-ти этих занятий, будет посвящен вообще истокам месопотамской традиции: то есть тому, куда восходит индийская традиция, то есть, какие-то особенности именно индийских джйотишевских трактатов. Вот это будет такой обзор. Опять же – впервые. Владимир Емельянов никогда не делал, во-первых, курсов на такую тему, во-вторых, онлайн-курсов на такую тему. То есть, он обычно преподает в Санкт-Петербургском университете, преподает очно потоковым аудиториям, в которых бывает до 500 учеников, студентов. То есть, это огромные аудитории, это широко известный исследователь с мировым именем.

И весной, пока будет молчать наша Шахерезада, будет курс про восточные календари Емельянова – с одной стороны, а с другой стороны начнется затея, которая, возможно, продлится лет десять. Летом 25 года мой ученик и теперь уже и наш преподаватель Андрей Широбоков из Новосибирска прочитал двухмесячный летний курс «Йога сновидений». Этот курс будет повторен в июле и августе 2026 года. Курс из 8 занятий. И Андрей же Широбоков, преподаватель, ведущий курс «Йоги сновидений», начиная с марта 2026 года, то есть, с весны 2026 года, он начнет вести курс… Вот если мы с Владимиром стараемся оставаться в рамках астрономии, то курс Широбокова курс по «Саравали» – это будет исключительно курс по джйотишу, то есть по астрологии.

Я надеюсь, что мы сможем привносить туда как раз то, о чем будет рассказывать Владимир в рамках второй части своего курса – то есть, элементы индийской культуры. Это направление, которое сейчас Владимир намерен развивать, оно мне кажется совершенно недооцененным, да? То есть, мы уходим в историю, в лингвистику, в философию, а про культуру как таковую толком-то и не рассказываем. Поэтому я рад, что Владимир впервые эту лакуну начнет закрывать. Но это огромное поле, и хватит нам нескольких преподавателей на несколько десятилетий. И вот в рамках задумки Андрея Широбокова перевести впервые полностью один из двух основных первоисточников джйотиша, в рамках этого знакомства, скажем так, с этим источником будет такой совместный перевод этого источника.

То есть, обычно джотийшистов кормят какими-то пересказами пересказов, переводами переводов. А это будет наша попытка знакомства с санскритскими первоисточниками. Вот у нас, например, есть курс по «Аштанга Хридая Самхита» по аюрведе, то есть вот – с первоисточником. У нас есть знакомство с «Рамаяной» и «Махабхаратой». Вот мы начинаем «Йога-Васиштху» и «Мегхадуту». А вот в рамках джйотиша это наши первые отступы. Но я надеюсь, что как раз наше глубокое увлечение санскритом отразится на курсе Андрея Широбокова, я надеюсь, что рассказы Андрея по захватываемости, по интересности не будут уступать Владимиру. Потому что должен сказать, что Владимир меня приятно удивил.

Владимир изначально – преподаватель информатики. То есть, его бэкграунд такой: математический программист получается. И чем меня действительно Владимир удивил, хотя я знаю его уже немало лет, он обладает даром рассказчика! Так вот, преподавателей для Института исследования санскрита, у нас уже 17 преподавателей теперь – осенью 2025 года, я отбираю по принципу не научных регалий (хотя, как я уже сказал, среди 17 преподавателей у нас 6 кандидатов наук), но я отбираю в первую очередь именно рассказчиков. То есть, людей, которые рассказывают живо о своем предмете. И не важно, у них диплом о дополнительном образовании, они бакалавры, магистры, кандидаты или доктора. И если они рассказывают нудно, то мне это не интересно.

То есть, есть люди письменного жанра, они пишут отличные статьи. Например, Шохин про историю сангхи очень интересно пишет. Превосходное исследование! Но как докладчик он меня не захватывает, не увлекает. И в этом как раз я преклоняюсь перед даром Владимира, он – рассказчик. А мне, как выпускнику Литературного института им. Горького, этот дар, среди прочих, кажется главным. То есть, есть люди, которые здорово пишут, интересно. А Владимир, помимо того, что он пишет статьи, которые публикуются, в частности, в журнале «Индуизм сегодня», он дивный рассказчик. И на самом деле, слушая рассказ о задумке второй части курса, я понимаю, как много в нем вот этого невысказанного. Я должен сказать, что я сам с удовольствием продолжу слушать этот курс. Далеко не на все курсы я буду успевать в этом году. Курсов стало больше, чем часов в неделе. Ну, в общем, Владимир продолжает меня приятно удивлять.

Это такие организационные моменты. Есть ли у нас еще какие-нибудь вопросы или пожелания? Анастасия, может быть, я что упустил? Вроде нет, да?

– Да, вроде бы, все осветили.

– Хотел сказать, что меня впечатлило, что не было ни одного вопроса, на который Владимир не ответил бы. Хоть здесь, хоть в чате, это приятно.

– И не просто ответил, а ответил исчерпывающим образом.

– Да, совершенно верно.

– Как бы не «футбол» или отмазка, а со всей душой и вдумчивостью, каким бы странным лично мне этот вопрос не показался.

– Даже про математические модели Шивы и Вишну!

– Казалось бы, задай этот вопрос в другом чате, можно было бы отгрести фингал, да? А здесь, так сказать, со всей добротой и старанием. Владимир, перед тем, как закрыть наше заседание сегодняшнее, которое открывает новые горизонты, есть ли что-то, что ты хочешь подытожить? У нас осталось 4 минуты.

– Единственное, что я хотел бы добавить, что вот, по последним словам Виктора, я всегда открыт для вопросов. Вы всегда можете, если что-то непонятно, что-то не спросили, задавать либо в общем чате курса, либо писать личные сообщения – я всегда буду рад вам ответить. Ну а что касаемо курса в целом, постараюсь, чтобы все, что я буду рассказывать касаемо первой части, на которую будем постоянно ссылаться, я буду по возможности комментировать и всегда буду отвечать на вопросы, если что-то будет непонятно. Я всегда к этому открыт. Буду очень вам всем рад. Пожалуйста, приходите, пообщаемся, может быть узнаете что-то новое.

– И тогда у меня буквально последний вопрос, пожалуй. Мне интересно, какие профессиональные интересы у Владимира? То есть, например, я увлекаюсь морфологией санскрита, педагогикой, компьютерной лингвистикой. А вот что интересно Владимиру? Что вот его цепляет: три-четыре предмета интереса Владимира?

– Шахматы на первом месте, конечно. В свое время я профессионально ими занимался. Профессионально – это значит имел первый разряд. Это было когда-то давно, сейчас только для личного удовольствия этим занимаюсь. Я программист. Могу сказать, что отчасти это и мое увлечение: с Марцисом Юрьевичем проводим много аналитической работы, связанной с компьютерной лингвистикой.

– Шахматы, компьютерная лингвистика, что еще?

– Ну конечно же, любимый огород.

– Огород? А это нет, это хобби уже, а профессиональное, в смысле?

– Профессиональное… Сложно прямо так сразу ответить. Ну, вот это самое основное. Пожалуй, самое основное.

– Ну а то, что делаете с чхандасом? Попытка… Как это одним словом или двумя словами сформулировать?

– Это санскритологические исследования. При помощи математических и компьютерных методов я провожу и свои собственные исследования в области санскритологии. Меня интересует лингвистика, теоретическая лингвистика, типология языков. Как можно применить древнеиндийские знания, выраженные при помощи Вед, тот же двоичный код, который там присутствует, двоичный и восьмеричный коды. Например, сегодня я упомянул в разговоре с вами про Агништому, есть такой процесс, такой ритуал, я коснусь этого на курсе. Так вот, произнеся Агништому, мы дважды произносим либо число 8, либо число 8 и число 7. Просто произнеся это слово. Но каким образом это выражается – это уже целая история.

– Целая наука, да?

– Да, целая наука, да. Причем точная математическая наука. Никакого символизма, здесь все очень четко.

– Спасибо. Тогда, если вопросов больше нет, я предлагаю закрыть наше заседание, и мы встречаемся через месяц с теми, кто решится с нами продолжить путь.

– Спасибо. До свидания. Спасибо. Спасибо. Спасибо.