Письмо деванагари

А.В. Парибок. Йога-сутры Патанджали в РУДН

1-ое занятие по йоге

51 строк от 01.03.2025

00:00:00 Занятие по йоге 1/16
00:00:11 Введение в курс
00:01:50 Начало лекции
00:02:42 Интерес к йоге и классической культуре
00:04:39 Усложнение жизни и культуры
00:08:08 Функциональные состояния
00:12:33 Примеры из искусства
00:15:40 Импрессионизм в искусстве и литературе
00:16:57 Управление состоянием в искусстве
00:18:32 Профессиональные качества шпиона
00:21:00 Театральные школы и актерское мастерство
00:24:00 Функциональное состояние и неврозы
00:27:07 Функции языка в различных сферах
00:30:07 Речь и функциональное состояние
00:31:05 Функциональная работа и речь
00:33:33 Формирование физической культуры
00:35:20 Развитие физической культуры
00:37:44 Йога и культура функциональных состояний
00:40:10 Вопросы и ответы
00:43:02 Современная психология и йога
00:43:59 Проблемы психологии
00:47:29 Функциональные состояния (уточнение)
00:51:17 Функциональные состояния и деятельность
00:55:11 Методологическая позиция и функциональное состояние
00:58:56 Методологическая позиция и коммуникация
01:00:21 Экстатические состояния в йоге и европейской культуре
01:03:41 Йога, психология и философия
01:08:44 Санскары и функциональные состояния
01:10:14 Йога и европейская культура
01:14:00 Владение прозаичным словом
01:14:49 Функциональные состояния и йога
01:16:42 Препятствия для развития йоги
01:18:59 Поэзия и музыка
01:21:33 Индийские ритуалы
01:26:20 Технологии ритуалов
01:28:17 Усложнение ритуалов
01:29:40 Формирование физической культуры
01:30:39 Операционные системы и готические соборы
01:31:30 Образование в йоге
01:33:17 Ритуалы и их регулирование
01:35:15 Пример с Франко Корелли
01:38:18 Внимание в йоге
01:40:57 Элитарность йоги
01:43:42 Разделение общества в индийской культуре
01:45:42 Понимание ритуалов
01:50:03 Заказные ритуалы
01:52:25 Магия ритуалов
01:55:30 Завершение ритуалов
01:58:16 Ритуалы и восприятие
01:59:07 Определение 'млеччха'
02:00:36 Завершение занятия

2-ое занятие по йоге

49 строк от 08.03.2025

00:00:00 Поздравление прекрасных женщин
00:00:09 Вопросы и ответы
00:02:19 Функциональное состояние и социальная роль
00:04:45 Плоти́н и индийские тексты
00:05:36 Ритуалы в индийской культуре
00:09:39 Канал рефлексии
00:11:23 Йога и санскрит
00:13:03 Современное понимание йоги
00:14:47 Сравнение Айенгара и Джо Вейдера
00:15:39 Энциклопедия индийских философий
00:18:10 Ритуал как источник йоги
00:23:24 Упражнение для развития воображения
00:26:19 Важность ритуала в йоге
00:27:44 Завершение обсуждения истока
00:28:45 Упражнение с секундной стрелкой
00:31:30 Рефлексия и управление вниманием
00:33:06 Вопросы о рефлексии и даосизме
00:37:52 Манифестация и воображение
00:40:21 Примеры рефлексии и идеомоторной тренировки
00:42:18 Аскеза и тапас
00:44:28 Крайние формы аскезы в Индии
00:45:20 Философское обоснование аскезы
00:46:17 Примеры аскезы
00:48:25 Последствия аскезы
00:50:15 Ограниченность аскезы
00:53:01 Закалка и йога
00:56:31 Наблюдения и выводы
00:59:23 Тапас и его последствия
01:00:12 Властность и тапас
01:02:31 Пример тапаса
01:06:17 Восхищение и тапас
01:09:53 Ригидность и каталепсия
01:11:18 Шатрийский источник
01:13:14 Стиль и задачи санкхьи
01:17:51 Санкхья и йога
01:23:10 Раджа-йога
01:26:12 Философские убеждения санкхьи
01:27:09 Ум и восприятие
01:28:58 Практика и созерцание
01:29:57 Компоненты йоги
01:32:26 Трансценденция
01:36:07 Сансара и карма
01:40:04 Организационные моменты
01:42:33 Принцип причинности и карма
01:44:28 Упражнения для понимания кармы
01:47:13 Вопросы и ответы
01:51:15 Три гуны в санкхье
01:55:02 Первый материал и три гуны
01:56:50 Заключение

Глава 12 из Бхагавадгиты в переводе Блиндерман

Глава 12
ТЕКСТ 1

arjuna uvāca
evaṃ satata-yuktā ye, bhaktās tvāṃ paryupāsate |
ye cāpy akṣaram avyaktaṃ, teṣāṃ ke yoga-vittamāḥ ||

arjunaḥ uvāca—Арджуна сказал; evam—таким образом; satata-yuktāḥ—всегда занятые [деятельностью, связанной с Тобой] ; ye—которые; bhaktāḥ—бхакты; tvām—Тебе; paryupāsate—поклоняются; ye—кто; ca—и; api—также; akṣaram—нетленному [Брахману]; avyaktam—непроявленному; teṣām—из них; ke—кто; yoga-vit-tamāḥ—лучший знаток йоги.

Арджуна сказал:
Бхакты, которые постоянно заняты таким образом и поклоняются Тебе в образе Шьямасундары, или те, кто поклоняется нетленному непроявленному Брахману, — кто из них лучший приверженец йоги?

САРАРТХА-ВАРШИНИ-ТИКА
Здесь, в Двенадцатой главе, Кришна доказывает, что бхакты всех категорий лучше гьянина, а среди них лучшими являются те, кто свободен от зависти и прочего.
Арджуна услышал о превосходстве бхакти, как только Бхагаван начал обсуждать эту тему: «Того, кто с верой поклоняется Мне, поглощенный мыслями обо Мне, Я считаю лучшим из йогинов» . И теперь, когда это обсуждение завершается, он снова хочет услышать об этом:
— Бхакты, которые постоянно заняты так (то есть как описано в 11.55) и поклоняются Тебе в образе Шьямасундары, или те, кто поклоняется непроявленному, то есть безличному Брахману, описанному в шрути как нетленный — кто из них лучший приверженец йоги? Кто из них идет к Тебе наилучшим путем? И кто не достигает Тебя?
В этом стихе Арджуна использует слово yoga-vit (приверженец йоги) в превосходной степени вместо сравнительной, что означает: «Из множества сравнительно хороших последователей йоги кто считается наилучшим?»
САРАРТХА-ВАРШИНИ-ПРАКАШИКА-ВРИТТИ
Из всех практик, позволяющих быстро постичь Бхагавана, шуддха-бхакти — самый доступный, несложный и естественный. Этот метод действует безотказно, и в данной главе провозглашается его исключительное превосходство.
Арджуна до сих пор слушал наставления Бхагавана с особым вниманием. В Шестой главе Кришна сказал, что из всех йогинов, а именно карма-йогинов, дхьяна-йогинов, тапа-йогинов и других, бхакти-йогин является наилучшим (6.47). В Седьмой главе Он сказал, что человеку лучше всего встать на путь бхакти-йоги (7.1). В Восьмой — ¬Он описал силу йоги (8.10), в Девятой — говорил о гьяна-йоге (9.15), а в конце Одиннадцатой вновь сказал о превосходстве бхакти-йоги (11.55). Слушая о разных видах йоги, Арджуна не смог понять, что лучше: поклоняться личностному образу Яшода-нанданы Шьямасундары Шри Кришны или безличному Брахману, которого называют бесформенным, непроявленным, не обладающим ни качествами, ни энергией. Кто из двух видов йогинов владеет наивысшим знанием йоги? Арджуна, используя слово yoga-vittamāḥ, хочет знать, кто является лучшим из йогинов.
В комментарии «Расика-ранджана-бхаша-бхашья» Шри Бхактивинода дает словам Арджуны следующее толкование: «О Кришна! Из всех данных Тобой наставлений я понял, что существует два вида йогинов. Одни поклоняются Тебе, связав всю свою деятельность (индивидуальную и общественную) с безраздельным преданным служением. Другие занимаются (индивидуальной и общественной) деятельностью по необходимости, придерживаясь принципов нишкама-карма-йоги, и находят прибежище в Твоем образе нетленного и непроявленного Брахмана. Кто же из этих йогинов лучший?»