Письмо деванагари

Дневник начинающего археолога

В детстве я мечтала стать археологом. Насмотревшись фильмов нулевых, представляла, как сижу в яме под палящим солнцем, кисточкой ковыряя рельеф, чтобы не повредить клад, и расшифровываю древние письмена…
Когда я увидела сообщение о том, что срочно требуются добровольцы на раскопки древнего Новгорода, до последнего думала, что так не бывает — чтобы меня без профильного образования допустили до самых настоящих древностей!
Но нет, когда я добралась до Великого Новгорода и пришла на раскоп, убедилась, что это не обман.
Нам провели инструктаж. Начальник участка и по совместительству научный сотрудник новгородского музея Марк сказал:
— Видите вон ту кучу земли?
— Да.
— Это называется «культурный слой». Двенадцатый век. Берите ведро и садитесь перебирать. Нужно искать всё, что не ломается. Когда найдёте, я скажу, куда определить.
То есть вот так без подготовки меня допустят перебирать древности?!
Мы с ещё одной новенькой Инной сели на самодельные скамеечки, надели прорезиненные перчатки. Я взяла ком земли и бросила в ведро.
— Нет, так не годится, — сказал Марк, — смотрите, тут кучей всё намешано: береста, деревяшки, почва. Вам надо именно прощупать всё.
Я стала разминать пальцами ком над ведром. Попалась деревяшка, но у меня в руках она расползлась во влажную труху. Пробормотала:
— Какой-то запах странный…
— Это потому, что мы сидим в раскопе хлева, — откликнулась волонтёр Инна, — и перебираем восьмисотлетний навоз.
Так вот к каким древностям меня допустили… зато название какое пафосное — «культурный слой»!
Энтузиазм, однако, никуда не делся. Подумаешь, не сижу с щёточкой под палящим солнцем, как представляла когда-то. Детскую мечту не спугнуть каким-то там навозом! Тем более — восьмисотлетним.
Попался твёрдый кусочек. Я протёрла его от глины и увидела знакомый изгиб горлышка.
— Черепок! — обрадовалась я и показала находку Марку.
— Осколок керамического горшка. Клади в ящик для массовых находок.
Я почувствовала себя кладоискателем, нашедшим клад, и с удвоенным энтузиазмом продолжила работать.
Попадались и кости. Чьи-то зубы, рёбра — явно домашний скот. Промелькнула и узнаваемая куриная косточка. Всё это мы отправили в ящик для массовых находок.
Задала Марку какой-то исторический вопрос. Он был очень занят, но начал отвечать. Его отвлекали, он отходил, решал вопросы, а потом возвращался и начинал с того места, где остановился:
— У Новгорода были разные времена. Бывали и голодные годы.
Опять кто-то его отвлекал, Марк решал вопрос и возвращался:
— Так вот, нашли мы княжеское захоронение. А там дети, которые умерли от рахита. То есть даже князь не всегда мог обеспечить свою семью полноценной едой.
Я копалась в говне, слушала Марка и чувствовала себя абсолютно счастливой.
Когда ведро наполнилось землёй, спросила:
— А теперь куда его?
— Вон в тот конец, на развал. Там покажешь парню с металлоискателем, он проверяет, вдруг вы что-то металлическое упустили.
Я потащила ведро через весь раскоп, через мостик надо рвом, заполненным водой. Вывалила землю, куда указал парень с металлоискателем, и он сообщил, что порядок, ничего не упущено.
Вернулась на своё место и продолжила перебирать культурный слой.
В первый день я нашла штук десять черепков, три косточки и бессчётное количество бересты без надписей.
После работы пошли с волонтёрами гулять по Новгороду. Город оказался небольшим и каким-то уютным. Долго любовалась на Волхов, представляя, как по легендарной реке плывут викинги на своих драккарах по пути «из варяг в греки».
На второй день я пришла на раскоп с подругой Ириной. На этот раз нас посадили на другой участок, уже тринадцатого века. Теперь уже я, внутренне посмеиваясь, наблюдала, как она удивлённо зависает над деревяшками и свертками пустой бересты. У меня же работа шла намного бодрее.
— Какая красивая палочка, — умилялась Ирина над своим медленно наполняющимся ведром.
В поисках грамоты я быстро сметала землю в ведро. Но старалась делать это тщательно: свежи были предания о волонтёре, который железное писало прошляпил. Если бы не финальная проверка металлоискателем, так и осталось бы оно в земле.
Поскольку не хотелось лишний раз отрываться от перебирания культурного слоя, стала носить по два ведра земли через раскоп. Прислушалась к себе: спина и прочие органы не возражали.
Я не теряла надежды найти свою грамоту. Или хоть что-то интересное.
При этом черепки мы находили чуть ли не пачками, и они интерес уже не вызывали.
— Ой, а что это такое?
Ирина вертела в руках что-то непонятное. Марк сказал, что это каменный крюк, и определил его в индивидуальные находки.
Я решила, что надо перебирать ещё тщательнее и быстрее. Сделала ходку с двумя вёдрами земли, пока Ирина заканчивала своё одно.
— Ой, а я гвоздь нашла, — сказала Ирина.
— Уже такая находка?! А я тут стараюсь…
— Можете оставить себе, — равнодушно сказал Андрей Михайлович, — гвоздей итак полно.
Да как так-то?!!
Я уже смирилась с тем, что черепков дофига, но чтоб никого не интересовали железные гвозди тринадцатого века?! Откуда в тринадцатом веке их столько?!
Довольная Ирина убрала гвоздь в свой рюкзак.
С нами сел перебирать культурный слой археолог, кандидат исторических наук и преподаватель НовГУ Андрей Михайлович. Я спросила, как этот слой формируется. Он ответил: «В двух словах: кони срут, щепки летят».
Марк объяснил подробнее. Средний дом в прошлом стоял примерно 25 лет. Новое поколение сносило старую избу и ставило новую. Но к этому моменту какая-то часть старой избы зарастала культурным слоем. Вот эти-то остатки старых домов мы и видели. По ним и восстанавливают карту города.
Археологи, откапывая историю слой за слоем, уничтожают более поздние слои. Ну, как ты узнаешь, что на уровне десятого века, если не расчистишь всё, что наросло в одиннадцатом?
Поэтому Марк шутит: «археологи занимаются уничтожением». Андрей Михайлович добавляет: «но делают это профессионально!»
Без особых находок мы проработали остаток дня.
Когда вернулись домой, я повалилась на кровать, и спина моя взвыла: «как ты могла со мной так поступить?!!»
«А ты не могла раньше подать сигнал, что тебе не норм?!» — ответила я, морщась. Спина на переговоры не шла — молча болела.
На следующий день я осторожно таскала по одному ведру.
Ирина нашла кусочек стеклянного браслета. Мы даже сначала подумали, что кто-то из волонтёров обронил — изящная тонкая полоска зеленоватого стекла выглядела вполне современно. Но Андрей Михайлович сказал, что такие, оказывается, были популярны в тринадцатом веке. А мне казалось, тогда и стёкол толком не было…
Смирилась с тем, что ничего кроме черепков и костей мне не светит. Видимо, дело в подходе: Ирина просто кайфовала от процесса, а я отчаянно хотела что-то найти.
Сказала себе, что главное — то, что я вообще сижу здесь, пытаю вопросами то Марка, то Андрея Михайловича. Приношу пользу, потому что если не мне, то кому-то другому пришлось бы таскать килограммы почвы через весь раскоп.
Расслабилась и почти сразу нашла гвоздь, который Андрей Михайлович тоже разрешил забрать.
Обалдеть, теперь у меня есть железный гвоздь 13 века! Ищем дальше.
На другом участке волонтёры нашли кожаные детские тапочки — оказывается, мы раскапываем богатый район наподобие московской Рублёвки.
Волонтёр, работавший с нами, тоже нашёл кусочек стеклянного браслета. Этот был даже изящнее, чем находка Ирины, змеился перекрученным узором. Андрей Михайлович датировал его концом 12 века. Кто-то сказал, что такой узор создавался путём перекручивания двух стеклянных трубочек. Я всё больше поражалась технологическим достижениям наших предков: мне почему-то казалось, что конец двенадцатого века — это время примитивных орудий труда. А тут и гвозди массовые, и тончайшие стеклянные изделия…
На третий день мы узнали, что в конце раскопа есть отвал, куда археологи выбрасывают то, что им не нужно. Взяли оттуда на память несколько черепков.
Вот где в реальной жизни я могла бы своими руками коснуться такой древности? А здесь даже домой можно её забрать!
По краю раскопа ездил экскаватор. Спросила, что он тут делает. Ответили: стройка музея начинается.
«Какая стройка, тут же работы полным ходом, уникальные грамоты!»
«Поэтому мы и спешим!»
Я принялась за работу с утроенной энергией.
Когда в конце дня прощалась с волонтёрами и археологами, чуть не плакала. На целых три дня мы стали одной семьёй с общей целью. Хотелось хоть ещё немного побыть в этой атмосфере, но, к сожалению, пора было на работу.
Перед отъездом мы с Ириной пошли в новгородский исторический музей. Там увидели за стеклянной витриной всё то, что находили: и черепки, и кусочки стеклянных браслетов, и бересту. Представляли, что и наши находки окажутся за витриной в каком-нибудь музее, и немножечко гордились.
За три дня в Новгороде об истории Руси я узнала больше, чем за всю жизнь.
Нашла с сотню черепков. И интереснейших людей, с которыми мы продолжаем общаться.
А ещё теперь я с гордостью говорю друзьям и родным: знаешь, а я ведь внесла свой клад в историю!

 

Анна Антипова, 12.09.2024

Перевод с санскрита

Открытый урок по санскритскому синтаксису (от Эдгара Лейтана)

В воскресенье (в ЗУМе: с 17:00 по 19:00 по московскому времени, ссылку можно получить в «Обществе ревнителей санскрита») я снова провожу БЕСПЛАТНЫЙ ОТКРЫТЫЙ урок по санскритскому синтаксису — для ВСЕХ, ЖЕЛАЮЩИХ заглянуть в одну из немногих русскоязычных творческих лабораторий по освоению и углублению знаний, связанных с древним «языком богов», который, хотя и нередко объявляется языком мёртвым, тем не менее, продолжает жить, процветать и развиваться на самых разных уровнях на своей исторической родине — на Индийском субконтиненте.

Первая часть занятия (около часа) — моя теоретическая презентация разных аспектов синтаксиса санскрита:

Как следует начинающему подступаться к реальному, то есть неадаптированному санскритскому тексту? С каких именно шагов начинать анализировать предложение или строфу (шлоку), и в какой последовательности? Чем анализ морфологический отличается от синтаксического? Как распознаём подлежащее, сказуемое, другие члены предложения, а в особенности предикативы? Что такое вообще эти самые предикативы, о которых нам в школе никто, ничего и никогда не рассказывал?

Как из правильного синтаксическогого анализа выплетаются ступени ответственного перевода, который принципиально отличается хаотичной каменоломни «перевода отдельных слов»? Как получается перевод дословно-«филологическим», являющийся вспомогательным, промежуточно-рабочим, а затем и переводы художественные: от прозаического до поэтического? Каковые характерные пороки общедоступных русских переводов с санскрита, как например неоправданно напыщенный «стиль мастера Йоды», и чем они вызваны?

Чем обычный классический санскрит (например, язык известной всем «Панчатантры» или «Хитопадеши») своим стилем кардинально отличается от санскрита шастрического, то есть от языка учёных комментариев, составяющих львиную долю санскритской литературы? Понимать и адекватно переводить тексты санскритских комментариев (не имея под руками готового английского перевода, этого пресловутого «лучшего друга русского переводчика с санскрита») мы в группе тоже учимся. И это, пожалуй, единственное до сих пор виртуальное «место», где этим занимаются последовательно — в теории и на практике.

Вторая часть нашего занятия — практическая, когда участники сами читают, разбирают и переводят оригинальный текст одного из двух великих санскритских эпосов — Рамаяны, а также один из традиционных санскритских комментариев к ней. Здесь, помимо вопросов, могут возникать и живые дискуссии, касающиеся разных интерпретаций читаемого отрывка.

Семинар наш проводится каждое воскресенье уже скоро как четыре года. Однако присоединиться к нашей группе может в любое время и каждый. Условием является хотя бы самое поверхностное знакомство к грамматикой санскрита на самом элементарном уровне и желание это знание санскрита и индийской классической культуры углублять.

Итак, СВАГАТАМ! Добро пожаловать всем, кому интересен санскрит, его сложности и тонкости! ОТКРЫТЫЙ УРОК в воскресенье, 15.09.2024, 17:00 — 19:00 по моск. времени.

https://edgar-leitan.livejournal.com/493039.html

Напишите куратору для получения доступа https://samskrtam.ru/ku/

Троицкий раскоп в Новгороде

Берестяные грамоты — то, ради чего создан Троицкий раскоп )) но путь к ним тернист и полезно узнавать некоторых постояльцев раскопа в лицо. На 2024 год:

  1. Юля (на снимке слева), возглавляет северную камералку, вероятно, первый человек, которого встретите, войдя в калитку Троицкого раскопа.

2. Ольга Альбертовна Тарабардина, начальник раскопа

3. Михаил Иванович Петров, завхоз

4. Елена Александровна Рыбина, душа раскопа, вдова Янина

5. Виктор Кашмирович Сингх, участковый

6. Илья Андреевич Воронков, участковый

7. Андрей Михайлович Гринев, участковый

8. Марк Айварович Степанов, участковый

9. Человек в панаме, участковый

10. Никита Сергеевич Богородицкий, бригадир застройщика ТСП

«Добровольцы Троицкого раскопа«