Лингвистический энциклопедический словарь

Анало́гия

(греч. ἀναλογία — соответствие, сходство, соразмерность) — процесс формального и/или семанти­че­ско­го уподобления одной единицы языка другой или перенос отношений, существующих в одной паре (серии) единиц, на другую пару (серию). Применение аналогии означает исполь­зо­ва­ние в речевой деятельности структурного образца и создание на его основе новых единиц. В процессы аналоги­че­ско­го выравнивания вовлекаются единицы разного уровня, протяжённости, строения и т. п. Действие аналогии проявляется при обобщении любой модели, правила и т. п. и её (его) распространении на новые единицы. Оно предполагает существование образца как источника подражания и воспроиз­ве­де­ния: так, на основе соотно­ше­ния типа «стол : столы» или «дом : домик» образуются формы «столб : столбы» или «кот : котик» и другие аналогичные образования, т. е. на основе подобных соотношений создаются формы по принципу решения «пропорционального уравнения» — «стол : столы = x : столбы» или «столбы : x» и т. п. Внутренний механизм аналогии состоит поэтому в обнаруже­нии (вычислении) четвёртой искомой (неизвест­ной) величины в пропорции по указанной формуле. На этом же принципе основана методика морфологического анализа, связанная в отечественном языкознании с именами Ф. Ф. Фортунатова, А. М. Пешковского и других, в зарубежном языкознании с так называемым квадра­том Дж. Х. Гринберга (ac : bc = ad : bd).

Аналогия выступает как важный фактор развития и функционирования языка, позволяющий говоря­ще­му легко переходить от корпуса известных ему форм к созданию новых (вследствие их новой комбинаторики, благодаря следованию определённой модели, схеме и т. д.).

Аналогия проявляется на всех уровнях строения языка и имеет основополагающее значение для овладения родным языком в детском возрасте, для естественного пользования родным языком, при обучении иностранному языку и вообще для формирования устойчивых навыков речи. Особенно ярко проявляется действие аналогии в детской речи, где она оказывается основным инструментом освоения языка; нередко, овладев той или иной структурой или конструкцией, ребёнок распро­стра­ня­ет затем представление о способе их формирования на все единицы данного класса, откуда неузуальные формы типа «поросёнки», «плакаешь» и т. д. Образование форм по аналогии широко представлено в диалект­ной речи и в просторечии.

Аналогия двойственна по своей природе и последствиям. С одной стороны, благодаря способности к генерализации правила она может выступать как организующее и упоря­до­чи­ва­ю­щее начало (ср. понятия давления системы, парадигмати­че­ско­го выравнивания и др.) и оказыва­ет­ся орудием систем­но­сти в языке. В этом качестве она увеличивает ряды правильных, регуляр­ных форм, воспроиз­во­дя и повторяя некие образцы в широком масштабе. С другой стороны, способствуя преобра­зо­ва­нию отклоняющихся от данной модели форм, она может выступать уже не как консервирующее и консервативное, а как преобразующее начало, формируя новые ряды форм. Таким образом, она может лежать как в основе репродуктивной, так и в основе продуктив­ной, творческой деятельности; может быть источником как регулярных, так и нерегулярных или дублетных форм (ср. диал. «пеку : пекёшь», «ехай» и т. п.; ср. также в литературном русском языке «махать : махаю» наряду с «машу»). Отсюда разное понимание аналогии и её роли в эволюции и развитии языков — либо как фактора регуляр­но­сти, либо, напротив, как средства появле­ния разного рода инноваций, отклонений, исключений и даже аномалий.

Истоки диалектического понимания аналогии отмечены в трудах античных грамматистов, у которых это понятие было противопоставлено понятию аномалии и где оба они отражали крайние точки зрения на вопрос о том, насколько регулярен язык. Формы, объясняемые действи­ем аналогии, тракто­ва­лись как обнаруживающие «соразмерность значения и выражающей его формы», как регуляр­ные; отклоняющиеся от них и не обнаруживающие указанных свойств — как аномаль­ные (греч. ἀνωμαλία ‘несогласие’). Аналогисты искали в языке правильные образцы классификации форм и ввели в научный обиход понятие парадигмы, образца; аномалисты указы­ва­ли на существование в языке много­чис­лен­ных форм, для объяснения которых рассуждения об аналогии были неприменимыми; видами аномалий они считали омонимию, синонимию и некото­рые другие явления. Поскольку нерегулярность в языке может быть выявлена только на фоне регулярности, вопрос о том, что такое регулярное правило и исключения из него, продолжает оставаться актуальной проблемой в языко­зна­нии.

Большой вклад в изучение аналогии внесли младограмматики (см. Младограмматизм), кото­рые, выдвинув тезис о действии фонетических законов без исключения, были вынуждены затем ввести для объяснения наблюдающихся отклонений два явления — аналогию и заимствования. В трудах младо­грам­ма­ти­ков было показано, что аналогия — такая же закономерность в развитии и функционировании языков, как и звуковые преобразования. Ф. де Соссюр рассмотрел роль аналогии в словоизменении и словообразовании и высказал мысль о зависимости аналогии от членения и разложения форм, а также подчеркнул психологическую основу механизма аналогии и связанное с ней творческое начало в речевой деятельности человека.

Е. С. Кубрякова.