Лингвистический энциклопедический словарь

Сужде́ние —

1) смысл предложения, которое может быть оценено как истинное или ложное; то же, что пропозиция; 2) употреб­ле­ние предложения, выража­ю­ще­го суждение в 1‑м значении в утверди­тель­ном выска­зы­ва­нии, когда оно реально приобретает истинностное значение; то же, что высказывание в логике.

Логика со времен Аристотеля отличала суждение от средства его выражения — предложения. С одной стороны, суждение не обязательно выражается предложением. С другой стороны, не всякое предложение выражает суждение; так, не выражают суждения побудительные или вопросительные предложения («Закрой дверь!», «Где родился Гоголь?»). Не выражают суждения повествовательные предложения, содержащие дейктические (см. Дейксис) элементы; например, предложение «Он студент 3‑го курса» не выражает само по себе никакого суждения, поскольку слово «он» имеет в каждом новом употреблении этого предложения другой референт. Смыслом такого предложения является не сужде­ние, а пропозициональная форма; оно способно выражать суждение только в контексте высказы­ва­ния, когда его переменные (например, «он») принимают конкретное значение.

Определение суждения как такой мысли, которой присуще быть истинной или ложной, т. е. «претен­до­вать на истинность», принадлежит Аристотелю. Разгра­ни­че­ние между суждением (в 1‑м значении) и высказыванием было сделано Г. Фреге, который проанали­зи­ро­вал феномен неутверди­тель­но­го употреб­ле­ния суждения. Неутверди­тель­ным является употребление суждения, напри­мер, в контексте предикатов мнения и других пропозициональных установок с субъектом не 1‑го лица («Филипп счита­ет, что столица Никарагуа — Тегусигальпа»), в контексте модальных операторов («Число планет солнеч­ной системы могло бы быть не равно 9»), глаголов говорения и др.

В традиционной логике была разработана подробная классификация суждений по различ­ным основа­ни­ям. По качеству сужде­ния делятся на утвердительные и отрица­тель­ные; по количе­ству — на единичные, касающиеся индивидуа­ли­зи­ро­ван­ных объектов или множеств («Нестор — отец русской истории»), общие, касающиеся открытого класса («Человек смертен»), и частные, касаю­щи­е­ся части открытого класса («Некоторые товары портятся при перевозке»); по модальности — на сужде­ния действительности (ассерторические), сужде­ния возможности (проблематические) и сужде­ния необходимости (аподиктические); по отноше­нию — на категори­че­ские, услов­ные и разделительные; по форме — на атрибутивные («Сократ грек»), сужде­ния отноше­ния («Сократ старше Платона»), экзистенциальные («Единорогов не существу­ет») и др.

Традиционная логика изучала преимущественно атрибутивные суждения. В атрибутивном суждении различаются 3 компонента — субъект, предикат и связка. Другие виды суждений, напри­мер суждения отношения, экзистенциальные, а также отрицательные («Не все числа простые»), условные, раздели­тель­ные, проблематические и др., не укладываются в субъектно-предикатную схему. Более детальный анализ структуры суждений был дан математической логикой.

Е. В. Падучева.