Лингвистический энциклопедический словарь

Де́йксис

(греч. δεῖξις — указание) — указание как значение или функция языковой единицы, выража­е­мое лекси­че­ски­ми и грамма­ти­че­ски­ми средствами. Дейксис служит для актуализации компо­нен­тов ситуа­ции речи и компонентов денотативного содержания высказывания (см. Денотат). Сфера дейксиса включает: указание на участников речевого акта (ролевой дейксис) — говорящего и адресата (так называемые Ich-дейксис и Du-дейксис, по К. Бругману и К. Л. Бюлеру), выражается различными видами местоимений (1‑е и 2‑е лицо: «я», «ты», «мой», «твой»); указание на предмет речи (место­име­ния 3‑го лица); указание на степень отдалённости объекта высказывания (Der/Jener-дейксис), выража­ет­ся указательными место­име­ни­я­ми и частицами («этот» — «тот», «вот» — «вон», франц. ceci — cela); указание на временну́ю и пространственную локализацию сообщаемого факта (хронотопический дейксис), выражается местоименными наречиями, напри­мер лат. hic, nunc ‘здесь’, ‘сейчас’. Дейксис как один из способов референции противополагается номинации; это противопоставление нейтра­ли­зу­ет­ся в ролевом дейксисе.

Носителями дейктической функции могут быть лексические единицы и грамматические категории. Так, у предлогов и указательных местоимений дейктическое значение — это их лексическое (словар­ное) значение, такие слова, выражающие дейксис, иногда называют дейктиками. Из грамма­ти­че­ских категорий дейктический характер присущ, например, глагольным категориям времени, таксиса и лица (ролевой дейксис: личные формы глагола); к дейктическим категориям относится и так называ­е­мая категория вежливости (указание на социальный статус участников речевого акта, например, в японском языке; см. также Речевой этикет). Во всех этих случаях дейксис ориентирован на внеязыко­вую действи­тель­ность, отражаемую в содержании высказывания, т. е. реализуется в «веще­ствен­ном поле указания» (Бюлер) и представляет собой собственно дейксис. Этот вид дейксиса (парадигма­ти­че­ский дейксис) соотносится с содержательной структурой предложения. Кроме того, дейксис может быть ориентирован на внутреннюю организацию текста (см. Лингвистика текста), т. е. реализуется в «контекстуальном поле указания», обеспечивая семантическую связность дискурса; этот вид дейксиса (синтагматический дейксис) в отличие от собственно дейксиса называют анафорой (см. Анафорическое отношение), Промежуточная разновидность дейксиса наблюдается у некоторых грамматических категорий, например род, именные классы, в которых сфера указания ограничена системой самого языка и соотносится с формальной структурой предложения. Так, род, по опреде­ле­нию Е. Куриловича, есть дейктическая категория у существительных (указывает на принадлежность его к определённому согласовательному классу) и анафорическая у прилагательных (указывает на род существительного, с которым оно согласуется, обеспечивая синтаксическую связанность опреде­ля­е­мо­го и определяющего). Дейксис — универ­саль­ное свойство языка, но виды и способы выражения дейксиса в различных языках варьируют.

В. А. Виноградов.