Беседа Марциса Гасунса и Артема Фролова ИВМР

Вконтакте: vkvideo.ru/video-88831040_456240315
Rutube: rutube.ru/video/c927ce6969c77f180801294bc75ca612
Youtube: youtube.com/live/P3teKZH1zq0

Прослушать очную беседу Марциса Гасунса с Артемом Фроловым (с тайм-кодами).

Стенограмма не авторизована. Автор лекции не несет ответственность за качество ИИшечного-транскрипта.

Всё, мы готовы. Добрый вечер! Добрый вечер! Артем Владимирович, правильно ли я понимаю, что через дней 10 вы будете уже кандидатом медицинских наук?

Ну, я не могу прогнозировать будущее так точно. Во всяком случае, вот в обозримом будущем, примерно в те сроки, которые Вы обозначили, состоится защита диссертации кандидатской, а уж буду или не буду удастся защитить. Ну это как карты лягут, но если у вас нету множества недоброжелателей, то есть вероятность, что в тот самый день вы, собственно, и будете провозглашены кандидатом медицинских наук. Сколько лет вы к этому шли?

Я надеюсь. То есть вероятность Ну сам сбор материала занял пять лет, вот, поскольку это было не в рамках аспирантуры. То есть это соискательство, да? В рамках соискательства, да.

Там график был более свободный и особо никто не торопил меня. Торопил только научный интерес. Поэтому, примерно пять лет, вот сколько лет формировалась лаборатория, собственно говоря, в которой был сбор материала, Столько лет примерно и всё это собиралось, публиковалось помаленечку. Вообще-то не было изначально такой затеи как-то оформлять эту диссертацию, как единое исследование, но потом стало понятно, что это можно сделать.

И вы, конечно, знаете, что когда материал оформляется, структурируется, это помогает лучше его понять. И сам начинаешь понимать, о чём там всё. И сам начинаешь, наконец-то, понимать, о чём там всё. Так что да, в общем, примерно пять лет.

То есть диссертация как побочный продукт работы лаборатории? Пожалуй, да. Вы мне в этом плане напоминайте как раз человека, чьё имя я не нашёл в списке литературы ко второму изданию, а я хочу показать, что мой собеседник в этот раз имеет весьма богатую научно-популярную линейку изданий. Соответственно, я сперва начал читать вот эту книгу Пранаяма и Шат Карма, а потом, оказывается, еще более толстые книги нашлись.

И А третье издание вы держите? Это уже третье издание, следовательно, я понимаю, что если одну книгу можно по ошибке напечатать, в смысле, вторую, допустим, люди не разработают, если уже три раза, то что-то в этом есть. Я надеюсь, что что-то в этом есть, да. Да, соответственно, вы, получается, стали автором научпоп литературы, то есть это Это так было изначально задумано или просто это опять же побочный продукт образовательной деятельности?

Это побочный продукт моей склонности к графомании, видимо. Меня когда-то увлекла тема применения лекарственных растений в практике йоги. Поскольку йогой я занимался на тот момент уже давно, я имею ввиду лип практику, и довольно давно её преподавал на тот момент. И в тот период я наконец-то смог отдаться своей давней мечте это фитотерапия.

Я тогда изучал и практиковал как изучал фитотерапию и практиковал как врач фитотерапевт и активно очень этим занимался. И вот тогда йога и фитотерапия и вообще применение растений с профилактической, с лекарственной целью они как-то в голове моей стали срастаться. Я тогда стал писать статьи, публиковать их в интернете. Вот касаемо применений растений, которые произрастают в основном в средней полосе России.

То есть вот у нас для русских йогов, для российских йогов, для применения и оптимизации тех или иных направлений йогической практики. И когда серия статей получилась, стало понятно, что это можно издавать в виде книги и вот получилась книжка Травы для йогов. Это вот первая книжка, у вас видимо её нет. Да.

Вот, кстати говоря, позже я узнал, что существует санскритский трактат Шаткарма санграха, в котором рассматривается санскритский текст, он был опубликован в переводе на английский на санскрите в журнале Йогамимамса. В том самом журнале, как бы основателя которого вы почитаете, как одного из своих наставников, правильно я понимаю? Ну, не то чтобы наставников, но вдохновитель точно. Вы про свами Кувальянанду.

Да. И вот Кувальянанда был основателем журнала Yoga Mimms и, собственно говоря, Института Каявалятхама, в котором в 1924 году, вот уже больше ста лет назад, началось изучение физиологических эффектов йоги. В йогамимамсе, помимо прочего, они публиковали ещё вот иногда любопытные такие тексты классические, канонические. И был опубликован там санскритский текст Шаткарма санграха, который рассматривал применение растений в практике йоги, но в основном в практике Шаткармы, очистительных процедур.

Это было приятно узнать, что до тебя люди Получается, вы невольно повторили некоторую Идея была та же. Применение растений в практике йоги, для оптимизации практики йоги. И когда-то это было сделано, так скажем, до нас, и вот был этот трактат Шат Карма Санграха, но я о нём не знал, и написал свою книжку Травы Лели. И вы заново изобрели велосипед, особо не Это вас не смущало, в принципе, просто как бы Ну, наверное, конструкция была немножко другая и были использованы другие детали, потому что другие растения были использованы, хотя когда я просматривал этот английский перевод Шаткарма санграхи, я видел, что там некоторые растения упоминаются те же, которые в моей книжке были, там Аил, например, болотный.

Ну, такие вот могучие столпы фитотерапии, которые в Аюрведе использовались и используются, и в отечественной фитотерапии тоже. Поэтому это неудивительно, что мы тут немножко прошли одной дорогой. То есть получается то, что Чудши пыталась сделать в Тибете с Аштангахрда и Самхитой, то Фролов пытался сделать для среднерусской полосы. С Шаткарма Санграхой, но не зная о ней.

Авторы Джудшита знали про о штангахридоям, а нам-то пришлось всё-таки попотеть побольше. Так вот, кого же мне не хватило в вашем списке литературы? Ага. Собственно, я надеялся, что найду там упоминание Бориса Леонидовича Смирнова, который помимо того, что его все знают сейчас как санскритолога, собственно, в частности, мы усилиями общества ревнителей санскрита переиздали первую часть многотомной серии Махабхарата в переводах Бориса Ильича Смирнова.

Но получается, помимо того, что он всю жизнь изучал санскрит и изучал его урывками, у него не было особо времени, потому что он работал как хирург. И, соответственно, вот это сплетение как раз вот интереса к медицине, то есть он тоже из Петербурга получил там свое обучение. И вот вся его жизнь это переплетение как раз вот этих двух тем: медицины и санскрита. Я подумал: как же интересно, ведь в советское время ведь мало было чего бы то ни было на тему сангхи или йоги, его труды как раз составляли такое исключение, я подумал: А кого же, интересно, вы листали в возрасте 10 лет, если вы не сочли необходимым сослаться на Смирнова в библиографии.

В общем, меня удивило Вот. Ну удивительного ничего нет. Просто труды Смирнова не были мной использованы при написании этих книжек. Вот и всё.

Поэтому и ссылался исключительно на те источники, которые были упомянуты, процитированы конкретно. Поэтому так уж вышло. Да, в общем это было интересно. А что мне было, о чем я хотел бы поговорить, это о становлении вас как врача функциональной диагностики.

Я сейчас не ошибся в этом словосочетании. Прозвучало верно. Да, то есть вот как так случилось, то есть кто ваши родители? Я ничего про вас не знаю, мне кажется, что вот я, например, разочаровал своего отца, когда стал гуманитарием.

То есть вот вы, например, как вот продолжаете, может быть, какие-то семейные традиции? Вот расскажите, пожалуйста, кто ваш отец, кто ваша мама? Как так сложилось, что вот вы занимаетесь тем, чем вы занимаетесь? Родной мой отец погиб, когда я был маленький совсем и он человеком военным, служил советской армии.

К огромному несчастью он погиб, когда мне было четыре года. Позже мама моя вышла замуж за человека, который тоже не чужд отнюдь военного дела, но только это была милиция. Мой второй папа, который вырастил меня и воспитал, он всю жизнь ловил бандитов, в самом буквальном смысле этого слова, Возглавлял уголовный розыск, потом более крупные структуры, которые тоже боролись с организованной преступностью, начиная с семидесятых годов, в семидесятых, восьмидесятых, в девяностые годы, в нулевые. Мама моя тоже работала в милиции, так что родители мои, в общем, всю жизнь отдали, в буквальном смысле отдали борьбе с преступностью.

И изначально они из Петербурга? Да нет, мы изначально из городка в Ленинградской области, это 170 километров от Питера. Маленький город, но не так далеко от Питера. Питер был всегда доступен.

То есть вы себя как воспринимаете? Как ленинградского или? Да нет, я скорее из рабочего городка человек. Вы чувствуете где-то в смысле вот ваши искания религиозно- научно-исследовательские, они как-то вы видите какую-то связь с тем, как вас воспитали?

Может быть, вы бунтовали и наоборот занялись тем, что родители не хотели, чем бы вы то есть это может быть против всего того, чего они хотели? Когда я занимался барабаном и рок-музыкой, то не могу сказать, что родители там сильно были в восторге. Хотя они мне, надо отдать им должное, они запрещали это делать. В общем, они всегда вообще мне позволяли самовыражаться в разумных пределах.

Так, как мне хотелось ходить обвешанными булавками, с длинными волосами, в рваной джинсури, когда это было еще просто дикостью, особенно в рабочем городке. Вот. Ну я тоже, наверное, большого восторга не испытали, когда я после школы учиться в институт не пошёл, а пошёл в ПТУ. И учился в ПТУ, потом на заводе работал.

Впрочем, это нормальный путь парня из рабочего городка. В общем, это нормально Получить рабочую специальность и работать, трудиться, так сказать. Тут тоже это совершенно нормально, но мне на заводе стало как-то скучновато и уже спустя три года после окончания школы средней, я решил поступать в медицинский институт. Поступил в него и вот собственно говоря тогда и началась вся эта медицина.

Родителям этот мой выбор понравился, они его одобрили. Я захотел стать врачом и стал им в конечном итоге. Так что надеюсь, что я за все беспокойства причиненные им в детстве, в подростковом возрасте и в юном, я как-то немножко их отблагодарил своим выбором. А есть ли какая-то связь, как вы спросили, между воспитанием, условиями, жизни может быть детскими и юношескими и исследовательской работой, я что-то зацепил какой-то такой вопрос может быть не точно, но как-то я его услышал у вас и мне сразу подумалось, что некая упертость нужна для исследовательской работы.

Упорство, упертость в общем в хорошем смысле и наверное родители меня как-то этому научили немножко тому что надо все-таки в жизни проявлять упорство Мощных мистических откровений у вас не было? Как же не было? Было, но немного позже, не в детстве. Позже, это во сколько?

В 25, когда вы повторно задумались о йоге? Да нет, наверное пораньше. Раньше были какие-то поиски и некоторые откровения и открытия. Ну да уже где-то так в юности, скажем так, не в детстве.

В детстве как-то было не до этого. В детстве была насыщенная жизнь и этому можно отдельный эфир посвятить, но я не думаю что это будет нашим слушателям интересно, если честно. Хорошо Так Мне интересно Ну хорошо, то есть получается изначально вы работали в рамках официальной медицины. Можно ли так сказать?

Ну, конечно, я начал работать в рамках официальной медицины уже с не считая практики. После первого курса, после второго я работал в психоневрологическом интернате санитаром. Работа в рамках абсолютно официальной медицины, учреждения здравоохранения. Огромный психоневрологический интернат No1 был такой рядом со Смольным собором в Питере тогда, в начале девяностых.

Самый большой в Советском Союзе психоневрологический интернат, в котором люди жили всю жизнь. И вот мы там работали санитарами с нашими друзьями после первого, после второго курса. После третьего курса это уже была практика медбратом. После третьего курса я уже начал работать все время, в процессе учебы работал медбратом, но чтобы денег заработать, скажем так, на жизнь.

А после института, конечно, ординатуры. В ординатуре я уже работал врачом и после этого работал врачом в больницах городских муниципальных. И вам это нравилось? Мне это безумно нравилось, начиная с санитарской работы.

Работа в медицине просто меня невероятно увлекала, вдохновляла и безумно нравилось. То есть то чем вы сейчас занимаетесь это не побег от традиционной медицины? Да нет, клиническая медицина она безусловно очень хороша как занятия, если ты имеешь к этому склонность, если у тебя мозги на это заточены и как бы вот они приспособлены и они прямо начинают петь, если ты начинаешь думать о медицине, заниматься ей, решать какие-то конкретные задачи, диагностические или лечебные задачи. Это здорово!

Тогда, в особенности в 90-е, в нулевые годы, в России это занятие было такое, ну на грани подвижничества. Ты как бы вот послушничек, послушничество это было. Нравится? Ну вот работай, но работать будешь почти бесплатно.

Работать надо много. Работа достаточно тяжелая. Ночные дежурства и все прочее. Ну и потом так вышло, что мне предложили заняться организацией здравоохранения.

Руководить некоторыми учреждениями довольно крупными, медицинскими. Я этим занимался почти 10 лет. Вот и там уже много было организационной работы но параллельно я первое время дежурил кардиологом то есть совмещал это с клинической работой. А потом уже параллельно началась йога.

Йога личная или йога? Йога личная началась ещё в институте. Я имею ввиду йога как профессия началась. Появилась вторая профессия это преподавание йоги.

И с одной стороны была довольно тоже изнурительная и эмоционально психологически тяжелая работа в руководящих там вот этих должностях. Я руководил большой поликлиникой районной. А с другой стороны появилась вот такая новая, очень интересная работа по преподаванию йоги. Мне это тоже очень нравилось.

Это какой год? Я начал преподавать йогу в 2003 году, работая уже заведующим поликлиникой. А потом уволился из руководства поликлиникой в 2010 году, то есть я в течение 7 лет параллельно преподавал йогу и руководил поликлиникой. Но потом йога стала раскручиваться, я переехал просто ближе к Питеру и в Питере стал это делать, пошли семинары там и так далее.

И стало понятно, что надо выбирать. Я выбрал преподавание йоги тогда. А преподавание йоги очень быстро превратилось снова в клиническую медицину. Потому что пошли люди с болезнями, потому что коллеги мои, многие преподаватели йоги говорили, если к ним приходил кто-то с какими-то проблемами физического характера, они говорили: О, больной это к нему.

Мы здоровых берём, а дефектами вот туда, к Фролову. И вот пошли люди, собственно говоря, с теми или иными заболеваниями и тоже потом я довольно долго занимался только этим. А потом опять началась другая работа по организации, но уже организации образования в области йоги как раз. Ну так в целом.

Просто это вещи такие как бы немножко анкетно-протокольные что ли. Мне, честно говоря, не очень удобно эфир занимать так долго своей биографией, марцис. И тем не менее, какие-то моменты они интересны. И получается последние пять лет, то есть помимо организационной работы ещё и исследовательская работа?

Да. Мы после того как институт наш организовался и стала развиваться и набирать обороты образовательная деятельность, когда йоги все пошли к нам. Ну не все, конечно, а просто преподаватели йоги пошли к нам учиться. Через какое-то время, а именно пять лет назад, это в 2020 году было.

Как раз был ковид, карантин и все прочее. Вот мы тогда стали первое оборудование приобретать, потом стали приобретать еще, потом стало понятно, что нужно помещение отдельное для лаборатории. У нас появилась отдельная лаборатория. У нас два направления в институте: образовательная деятельность и научная деятельность.

Ну и, соответственно, чтобы заниматься наукой, нужно зарабатывать в образовательной деятельности. Да, у нас научная деятельность исключительно финансируется за счет образовательной деятельности. Так что можно сказать, что все студенты, которые приходят к нам учиться, у нас обучение платное, понятное, они своим вкладом, вот тем, что они оплачивают учебу, они еще и финансируют научную деятельность. Это вклад всех ваших с точки зрения.

Я на это еще не смотрел. В смысле, что можно сказать, что каждый вкладывает в развитие науки. Приходя к нам учиться. Ну да потому что образовательная деятельность наша финансирует нашу научную деятельность нашу научную деятельность кроме нас никто не финансирует мы сами ее содержим и она не приносит дохода никакого Это исключительно ради любви к искусству.

Ну вот как как-то сформулировал Андрей Всеволодович Парибак, он сказал, что йогу за его йогу никто не платит, и мне понравилось это потому, что действительно ведь так. За личную практику имеется ввиду? Да. Ну как сказать Ведь мы же для чего-то это делаем, мы же хотим там благую карму приобрести.

В конце концов, если говорить о традиционных целях йоги, если это кайвалья, например, то это ещё какая плата, ещё какое вознаграждение. Ну вот даже насчёт слова кайвалья буквально, у нас был разговор как раз с Андреем Сёлычем, и до меня наконец-то дошло. Я раньше, ну, я не вдавался в смысл всех этих терминов, я до поры до времени их избегал, потому что мне хватило того, что я выступил редактором вот этой книги. В 22-м году я не сдержался, Я 10 лет смотрел на то, как переиздают книгу по йоге, и там конечно место санскрита крекозабры, но так обычно в книгах по йоге и бывает, что вместо санскрита там что-то индийское, красивое, загадочное.

Это всех устраивает, потому что йоги санскрит не изучают, но когда я уже не выдержал, и мы там исправили то, что там было совсем плохо. Но даже тогда я еще не задумался над тем же словом кайвалья. И действительно, это вот тот редкий случай, когда ну вот моя специализация это сравнительное историческое языкознание. То есть я компаративист.

И вот тот редкий случай, когда мои знания компаративистики помогают переосмыслить терминологию йоги. И действительно, вот во время нашего разговора с Андреем Александровичем родилось вот такое такое понимание как кайвальни, как целостности. Я подумал: О боже, как же классно, что нету такого места на земле или за пределами земли, какой-то рай, нету никакого рая! Тот, кто целостный, тот там и есть кайвалья.

И как бы чисто этимологически в русское слово целостный и санскритское кавалья это когнаты, то есть они просто братья, вот эти слова. Братья и по происхождению, и по тому, как они употребляются. Я подумал, как же оказывается иногда знание языков помогает переосмыслить то, что на слуху, ну то, что ну злоупотребляется что ли, даже не знаю. То есть как бы идет какое-то жонглирование, идет такой валя-пюк, то есть сыплют полу-санскритскими словами, чтобы скрыть свое непонимание.

И вот Skywally мне не понравилось, как это как раз такой яркий пример того, как языкознание может помочь, йогину нашему современному русскому. Языкознание в массы. Да. Вот и и как раз к языкознанию буквально.

Вот собственно я листал приложение к к и думал, как же жаль, что среди корректоров у нас нету людей, которые знают санскрит, чтобы какие-то досадные, незначительные ошибки поправлять. Поправлять, потому что получается у нас ученые, они сидят в башнях из слоновой кости, они, так сказать, к народу не спускаются, народ жаждет, но и возникают какие-то вот такие сущности, которых нету нигде, кроме как книг по йоге, то есть в смысле Русских книг. Русских йогов особенно, не только русских. Я проверил сегодня, что английские торы напридумали разных слов, которых в словарях-то нету, быть не может, потому что они аграмматичны, но они вот существуют в этой в этой среде.

Ну, каждая среда формирует свой лексикон в каком-то смысле, и, наверное, это неизбежно, но, с другой стороны, я за грамотных корректоров, и хотя я очень доволен корректором, который занимался всеми тремя изданиями, но то, что терминология санскритского происхождения, которая используется в русскоязычной йогической среде нуждается, возможно, в какой-то коррекции, чтобы она звучала грамотно с точки зрения, например, индийских коллег, например. Людей которые знают санскрит и хорошо знают вообще тему, это было бы здорово конечно. Вот поэтому, Мартес Юрьевич, вот вам так сказать и флаг в руки тогда. Я в вашем разговоре, который я недавно прослушал, выписывал все санскритизмы, которые я соответственно смог поймать.

Я тогда сейчас перечислю список слов, которые я услышал в вашей речи: Сансара, Сиддхи, Прана, практикуем сатью, Вайрагья, санскары тапас дхарана тратака випасана тхеровада бхакти капала бхати уддияна банха кстати вот насчет уддияна банхи вот в Гвасарии написано Уддияна. Но такого слова Уддияна в санскрите быть не может, поэтому я думаю, что четвертое издание, мы доживем, я уверен, до четвертого издание, оно будет уже санскритскими словами, вместо санскритских слов. То есть есть такие вещи, например, которые живут только в словарях. Вот у меня был доклад на тему Голубые лотосы санскритской лексикографии, то есть они есть в словарях, но в жизни их нету.

Вот мне бы хотелось, чтобы в книгах по йоге не было бы того, что есть только в книгах по йоге. То есть чтобы оно как-то коррелировало с Я за. Я за, да. Поэтому если дело дойдёт до четвёртого издания йогатерапии, ну если дойдёт, потому что я пока как-то Вот четвёртое издание пранаямы более вероятно.

Интересно, да. И там тоже есть в чем порыться в плане санскритских терминов, там тоже уддияна присутствует. Это не только уддияна, я еще нашел матью, которая записана через и, а это тоже какой-то странный способ. Я уже вам говорил про храм Марии, в которой потерялась Х.

Но это все второстепенно. Я хочу сказать, что на самом деле это все совершенно второстепенно. Ведь для вашей ежедневной работы это ведь никак не отражается на нее. То есть вот эти мелкие неточности они не значимы.

Я хочу сказать, что ведь аюрведисты обычно не знают санскрит, санскритологи не знают аюрведы и между ними пропасть. Так и тут. Серьёзно? Неужели разобраться сразу в двух областях?

Я знаю сразу двух людей, которые, как мне кажется, с моей скромной очень колокольни, мне кажется, они кое-что понимают в санскрите и в аюрведе. То есть Владимир Дружинин и Андрей Головинов? Конечно. Ну вот расскажите тогда, пожалуйста, если не секрет, о вашем столкновении, соприкосновении с санскритами, в частности, вот, может быть, с перечисленными исследователями.

Ну с Андреем Юрьевичем Головиновым, которого я счастлив искренне называть своим другом, но мы тогда с ним еще не знали, что мы друзья. Знаете бывает познакомишься с человеком и становится понятно, что либо в прошлой жизни, либо там как-то еще Господь вот вас свел не просто так. Мы с Андреем познакомились на йога-радуге, которая проводилась в Турции. Кстати много лет подряд проводился этот фестиваль и его организаторы Михаил Баранов и Илья Журавлёв, они вот как-то Андрея Юрьевича нашли, вытащили из его башни из слоновой кости, в которой он уже тогда пребывал, под Алма-Атой, занимаясь интенсивно аюрведой и там понятно, что учебными и рабочими командировками в Индию аюрведическими.

И вот они его пригласили на фестиваль йога радуга, мы там с ним и познакомились. С тех пор общаемся, он в том числе выступал у нас на конференции Практическая йогатерапия. Когда-то, то есть тоже это было уже давненько, но мы много лет знакомы. И также довольно много лет назад я познакомился тоже с доктором, который изучает санскрит.

Это Владимир Юрьевич Дружинин кандидат медицинских наук и преподаватель Новосибирского государственного университета, где он будущим врачам преподает физиологию, если не ошибаюсь. Но при этом Владимир Юрьевич много лет изучает санскрит, Кстати, он, как вы знаете, конечно, Марс Оскевич, он переводчик о штангах Ведаям. Я посчитал, что ему потребуется 360 лет, кажется, чтобы с той скорости, что сейчас. Я думаю, что в двадцать шестом году я издам первые четыре главы первой книги Аштангахрыдайи Телепинина?

Да, собственно Дружинина. И потребуется несколько сотен лет, чтобы с такой скоростью, собственно, завершить перевод, который Владимир задумал. То есть это не про скорость. Да, это про что-то более высокое, чем скорость.

И как вам сказать, вот вот Андрей Юрьевич Головинов это врач аюрведический практик, который много-много лет работает с больными, с пациентами и лечит их методами аюрведы, при этом грызя гранит аюрведы все эти годы, причем на санскрите, Причем на санскрите. Именно вот аюрведически, если так можно выразиться, прикладной санскрит, которым написаны аюрведические канонические тексты. Он изучает много лет. А Владимир Юрьевич, который тоже практический врач и при этом у него склонность через призму санскрита, ну и понятно с помощью санскрита как инструмента и изучая его, есть склонность и к санскритской традиционной индийской древней поэзии и к аюрведическим текстам, но именно как памятникам, как к научно литературным практическим памятникам, которые были созданы, ну так вот пока мягко скажем, людьми с очень-очень высоко развитым интеллектом, скажем так.

Мне кажется, что это потрясающие произведения, которые были созданы какими-то исключительными, выдающимися очень личностями. И на каком-то этапе, это тоже было давно, когда я занимался фитотерапией. Это вот интересная, кстати, история про фитотерапию. И была уже написана книжка Травы для йогов.

И даже там упоминалась Аюрведа, но очень наивно, собственно, с моего уровня наивного знания Аюрведы, а потом как раз вот я познакомился и с Андреем и с Владимиром Юрьевичем. И мне стало понятно, что в Аюрведе очень большой пласт составляет именно фитотерапевтические методы, то есть это лечение травами. Но в отличие от отечественной фитотерапии, которая опирается на научный базис. В травах есть такие-то вещества, которые воздействуют на такие-то рецепторы, грубо говоря, стараются вот это вот именно выявить и этим оперировать.

И поэтому на мой скромный взгляд я тоже не то чтобы там познал отечественную фитотерапию досконально, нет. Я какое-то время ей достаточно интенсивно занимался несколько лет. Но на мой взгляд все-таки отечественная фитотерапия которая оперирует растениями средней полосы России это довольно разрозненная система. Довольно разрозненная система в ней много противоречий, много как бы такого чего-то немножечко как сказать не совсем системного что ли не очень систематизированного не очень структурированного.

А когда я стал знакомиться с аюрведой и с ее фитотерапией я поразился тому насколько там все стройно, логично, структурно, упорядочено. И меня это очень сильно впечатлило, как фитотерапевта. Я подумал надо же, оказывается фитотерапия, там еще огромное количество растений применяется и каждый имеет свое ясное место вот в этой вот сложной системе координат. Сложной, но очень ясно структурированной и мне показалось, что вот это хорошая идея изучить аюрведу, Но когда я пообщался с Андреем Юрьевичем и Владимиром Юрьевичем, я понял, что для этого надо изучать санскрит.

Это был какой год? Больше 10 лет назад. То есть, собственно, вместе с зарождением института Восточной Это было до зарождения института? Вот, ну и я человек импульсивный и поэтому я сначала позанимался у питерского преподавателя немножко Игорь Александрович Беляев.

Да, он до сих пор здравствует, но уже не в Петербурге. Да, он сейчас не в Петербурге, но мы иногда с ним переписываемся и Игорь Александрович произвел на меня тоже огромное впечатление своим темпераментом, своей эрудицией, интеллектом. Я какое-то время немножечко у него позанимался, а потом мы стали взаимодействовать с Владимиром Юрьевичем Дружининым уже по skype. Skype тогда еще работал, конечно.

Мы встречались с определенной периодичностью, я не помню два раза в неделю или раз в неделю. К нам присоединялся Андрей Юрьевич Головинов. Мы втроём, собственно Владимир Юрьевич меня обучал азам санскрита, мы разбирали переводили некоторые прикладные источники аюрведические, бхава пракашу и гиганту, мы переводили, конкретные отдельные шлоки, посвященные отдельные растениям, которые меня интересовали. Например, выбирали семя льна или аир болотный или солодка, которые собственно говоря были в моем арсенале как фитотерапевта отечественного.

Мне интересно было дико посмотреть, что там аюрведа про них пишет. И вот мы брали эти куски, переводили их, я там кое-как с помощью Владимира Юрьевича переводил это, а Андрей Юрьевич тоже в наших собраниях неизменно присоединялся к ним и своими компетентными комментариями и замечаниями всегда очень дополнял в общем наши дискуссии. Но и так продлилось? Не очень долго так продлилось.

Честно говоря я не помню. При этом еще Владимир Юрьевич наделял меня огромным количеством информации по грамматике. Понятно что она базовая и надо было там понятно, что и с алфавитом разобраться. Ясно, что это совсем нулевой уровень.

А дальше началась грамматика и прочее. Через какое-то время я понял что этим надо заниматься очень серьезно. Йогатерапия как раз тогда набирала обороты в моей практической работе тоже. Было очень много пациентов с которыми нужно было заниматься именно методами йогатерапии.

И пациенты были разные, с разной патологией, надо было вникать. Работы было очень много и я понял, что разорваться я не могу и сейчас моя стезя на которую меня Всевышний направляет это естественно научная йогатерапия так сказать. Вот методы терапевтической йоги, которые я могу обосновать в данном конкретном случае, при данной конкретной патологии с помощью западной клинической логики. Стал этим заниматься дальше и аюрведу и санскрит с легким сердцем оставил на попечении Владимира Юрьевича и Андрея Юрьевича.

Вот так. Но хочу сказать, что если кто-то захочет заниматься санскритом, то Владимир Юрьевич, мне кажется, до сих пор Владимир Юрьевич не так часто ведёт именно санскрит, он у нас в рамках института исследования санскрита ведёт как раз о штангах рыдают, то есть каждую неделю по полтора часа по несколько шлок за раз. Он любит побольше санскрита, чтобы пожестче. Это действие длится уже несколько лет и я надеюсь, что лет 20-30 оно ещё продлится, такие аштанга велика, жизнь коротка, аштанга велика, и нам есть чем заняться.

Андрей Юрьевич, я закончу свою мысль, он продолжает в своей башне из слоновой кости под Алма-Атой практиковать клиническую аюрведу, продолжая тоже изучать соответствующие тексты оригинальные санскритские. И соответствующих пациентов я направляю к нему. То есть черный рынок пациентов? Почему черный?

Я как-то там не задаюсь. Почему черный? Медицинский туризм. Людям нужен совет.

Нет, он онлайн консультирует тоже. Сейчас онлайн медицина после ковида развилась, сейчас консультацию любого доктора можно получить и западного, в том числе, можно получить. Понятно, что со своими ограничениями, но тем не менее, консультацию можно получить и консультацию врача квалифицированного аюрведического тоже можно получить онлайн в лице упомянутого прекрасного доктора. Сейчас даже для собаки можно гастроэнтеролога онлайн заполучить.

Да, конечно она там собака полает ну или хозяева расскажут что с ней. Так что вот такие дела. Вот такое было оставило неизгладимые впечатления на меня, если честно. Вы до сих пор не восстановились после этого, да?

Я по жизни под впечатлением от санскрита теперь. Вот в изложении докторов Головинова и Дружинина. После этих бдений еженедельных втроем в скайпе на протяжении какого-то времени, правда я не помню это было может быть года полтора или что-то около того. Меня потряс просто и санскрит, и тексты которые на нем изложены и собственно говоря тот эффект который оказывает занятие санскритом на на мое лично сознание и психику это конечно я понимаю людей которые всю свою жизнь посвящают этому.

Я имею ввиду изучение санскрита и текстов которые написаны на санскрите. Ну и аюрведа тоже. Я по-прежнему нахожусь под впечатлением от аюрведы как от дисциплины которая занимается вопросами человеческого здоровья, скажем так. Это очень мудрая многогранная логичная стройная система.

Не полностью она конечно применима в наших условиях, тем более что появилась сейчас западная медицина, которая имеет свои преимущества при этом. Она умеет то чего не умеет аюрведа это понятно. С этим абсолютно глупо спорить это очевидная вещь для разумного человека конечно. Но при этом глубина логика и стройность Аюрведы глубина и красота изложения ее в канонических текстах просто поражают.

Ну и если вы хотите просто немножечко размять мозг и нейронные связи, так сказать, свои оживить и выстроить какие-то новые, как профилактика старческих когнитивных нарушений, то санскрит для людей которые интересуются йогой, аюрведой, индийской культурой, историей это прекрасная вещь. Вот так. То есть вы почувствовали на себе, что ногти стали блестеть, волосы росли быстрее, то есть какие-то прям заметные изменения происходили в вашем теле, когда вы изучали санскрит? Я о ногтях вспоминаю, когда они у меня начинают задевать, знаете, об окружающие предметы, и я понимаю, что их надо постричь.

Я их подстригаю и забываю про них, поэтому я не обратил на это внимание, честно говоря. Интеллектом ваше лицо было изображено уже раньше, соответственно, то есть вряд ли санскрит тут какой-то заметный след Нет, вот как раз тот эффект, который санскрит произвел на сознание, меня и впечатлил. Да, это что-то совершенно новенькое, понимаете? Когда ты всю жизнь там пользуешься кириллицей, ну и как бы ещё потом латиницей до кучи, Ну это же совершенно другое.

А вот когда это вот одна тема, а когда вдруг для начала, извините на минуточку, просто для начала начинается Слоговая письменность? Да, начинается вот Диванагори, например, то мозг в общем в общем впечатляется. Да, а потом оказывается, что там нет пробелов между словами зачастую и там ты видишь вот огромный абзац просто без пробелов и непонятно где слова начинаются, где заканчиваются и надо понять где это происходит, а слова меняются в местах стыковки и там по определенным правилам, которых много, их надо знать и для того, чтобы перевести фразу, надо сначала понять, как её разделить на слова правильно, ты её делишь, переводишь, а потом оказывается, что ты не на те слова поделил, там слова другие в ней. Вот, а потом когда ты переводишь в них заключен показывается глубокий поэтический смысл это очень круто Вот так что друзья рекомендую всем изучение санскрита если конечно у вас есть время какой-то задор, вот если хочется чего-то такого совсем свеженького структурирующего сознания.

Да, это могут быть шахматы или математику можно на старости лет изучать. Вот я всё мечтаю, я был двоечником по математике в школе. Мне кажется, что пора мне математикой заняться. Ну вот это что-то похожее, но в этом ещё есть как бы понимаете В математике это тоже в общем-то есть, наверное, но здесь это сильнее выражено.

В этом всем в древних санскритских текстах вот в санскрите очень здорово чувствуется красота и величие человеческого духа. Меня это очень впечатляет. То есть несмотря на то, что вы решили на почтенном таком расстоянии от этого находиться, оно не перестает оказывать на вас как бы такое влияние получается. Насчет влияния может быть и нет, но то что впечатляет по-прежнему, я до сих пор под впечатлением.

Я завидую где-то людям, которые У которых есть время. Да, время есть. И так у них жизнь так сложилась, что они вот этим заняты и они в этом классно прям разбираются. Это здорово.

Немножко окунуться в это и для того чтобы например если очень интересует йога-сутры например у меня уже очень много коллег знакомых которые практикуют йогу и, кстати говоря, как мне кажется, для России характерно такое вот Текстологическое направление, да? И текстологическое и вообще склонность глубоко копать, учиться. Ну, разговор на кухне так о Боге. Йога так Патанджали.

Йога так Патанджали, санскрит так Панини. Ну, в общем, всё пожестче. Да-да-да, славянская такая вот форма. Порочка такая, самостоятельная.

Да, упоротой заниматься, че уж заниматься, так упорото. Ну так. Мы когда собирали, собственно, курс Йога-сутр-паревка, я переписывался с одним человеком, он мне пишет: Вы знаете, нет, пожалуй, пояснения к йога-сутрам мне не требуется, я читал уже две книги. И я подумал, как я завидую этому человеку, и как бы мне вернуться в то состояние, когда я считал бы что по тому предмету который мне интересен было бы достаточно двух переводных книг?

Да. Ну, у каждого своё. Так, тогда, тогда, тогда мне интересно про область человеческого сознания, раз вы затронули тему. То есть вы для себя заметили, что санскрит это не только про трудности, с которыми вы столкнулись, что это как-то косвенно связано с вопросами сознания?

Ну не косвенно, а напрямую, я же с помощью сознания санскрит-то изучал. То есть сознание? Ой, это глубокая тема конечно, но если не сильно углубляться, то да, для изучения санскрита я использовал такой инструмент как своё сознание. Для мытья посуды я использую руки и зрительный анализатор.

Можно не думать об этом, сознание там чуть-чуть включено. А вот для использования санскрита сознание, ну вот определенная его часть, определенные функции сознания и даже многие, конечно приходится включать. Потом еще как то вы знаете как будто какие-то семена какие-то в сознание попадают которые потом еще начинают как-то произрастать меняют его. Мне понравилась ваша цитата когда вы сказали что пранаяма к просветлению не ведет и нужна нравственная опора.

Я подумал среди тех кто интересуется санскритом есть те, кто ошибочно предполагает, что изучение санскрита сделает их духовнее. Я вот подумал, наверное ведь и в йогу идут некоторые люди, которые считают, что это сделает их лучше, не так ли? Ну в смысле, не просто изменится их качество жизни и перестанет болеть спина, а они же иногда хотят чего-то больше или нет? Или не хотят?

Очень часто люди в йогу идут, чтобы им стало все-таки полегче. То есть полегче, то есть это как бы основной такой мотив? Это наш общий мотив. Мы вообще в сансаре Ищем где легче.

Где полегче, да. Где полегче, и как бы А поскольку в сансаре полегче Как подольше можно бы Как усластить поворот этого колеса? Ну, может быть. В общем, в йогу люди приходят, чтобы облегчить свою жизнь.

То есть нет хорошей жизни? Ну конечно. В сансаре вообще хорошая жизнь она очень кратковременна. Потом начинается нехорошая обычно.

Это же известное дело. Мы тут в общем испытываем беспокойство все. Когда беспокойства становится слишком много, а обычно мы все-таки сталкиваемся с этим в большинстве своем, человек начинает искать способы это беспокойство уменьшить. Кто-то алкоголь принимает, кто-то там ещё какие-то способы и идёт поиск, перебор вариантов, как говорится.

И когда становится понятно, что алкоголь это не вариант, станет ещё хуже. Эти способы тоже какие-то вот все. Оказывается может быть, если подумать, оказывается есть способ который дает радикальное изменение и поможет нам избавиться от беспокойства ну так по серьезному. Но это уже такой глубокий взгляд на йогу, я имею ввиду избавление вообще от страдания, от беспокойства И это долгий путь и это сделать довольно сложно.

Но в целом людей приводят в йогу зачастую какие-то бытовые беспокойства. Как мы сказали правильно, боль в спине или какие-то внутренние проблемы психологические, которые человек никак не может решить. Вот он, йога вроде бы помогает. Йога это физическая практика, которая от боли в спине избавляет, ещё и помогает обрести внутреннее равновесие.

И вот человек движимый своими беспокойствами, телесными, душевными, идёт в йогу. Ну вот. То есть задача преподавателя йоги получается никогда окончательно не вылечить человека, но дать ему как бы некое облегчение, чтобы он стал Ну это смотря какие цели у преподавателя йоги. Если привязать к себе человека, то да, ну не так всё просто, тут всё гораздо сложнее устроено, вот это комьюнити людей, которые йогой занимаются, её преподают, и оно так перемешано, они переходят всё время из одной категории.

А в смысле есть круговорот учеников в рамках йога-сообщества? Ну, не круговорот, а скорее поток некий. Человек сначала становится учеником, потом преподавателем, в то же время он периодически может быть учеником у других преподавателей и так далее. Всё это перемешано.

Вот так что мы как-то ушли от вашего изначального вопроса. Нет, не совсем далеко. Исходя из того, что основной ваш курс в год проходит где-то с человек сколько, 140-150? Вы про какой курс говорите?

Основной смысл у вас два длинных курса то есть было, то есть соответственно Что можно предположить? Что в России тысячи человек интересуется йогой? 10 тысяч? 100000.

Как вы, вот это комьюнити, это сообщество, это сколько людей? Мартес, я не знаю, у меня вообще с математикой не очень, ну я могу посчитать конечно, но не задавался, я такую статистику не изучал сколько народу в России занимается йогой, хотя это можно посчитать. Да, мы же примерно можно примерно прикинуть количество йога студий, взять какое-то среднее количество людей, проходящих через студию в день и так далее. Какой-то процент от них идёт на преподавательские курсы и так далее.

Но я такую статистику не могу предоставить вам и нашим слушателям. Получается, на преподавателя идут те, кто хочет просто поглубже сам разобраться для себя или все-таки больше тех, кто знает, что будут преподавать другим? Ну и те и другие есть. Больше тех, которые хотят преподавать.

Значительный процент тех, которые хотят просто структурировать как-то собственные знания и собственную практику. А перепроизводства ещё нету? Пока нету. Пока нету перепроизводства, хотя конкуренция в среде преподавателей большая уже, потому что большое количество тичерс курсов.

Ну большой это сколько? 5-10-20 на страну? Ну больше. Больше 20.

Конечно, есть какие-то, так скажем, как принято говорить, топовые. Я позволю себе их не называть. Сразу попрошу вас разрешить мне это сделать. Без провокаций.

И все они на некоторых учатся много народу. Но у нас ежегодно выпускается довольно много. Преподавателей, только-только мы выпускаем. А есть курсы, на которых учится не меньше людей и не меньше преподавателей выпускается.

И у вас получается спрос больше чем предложение? То есть вы не всех можете взять кто к вам хочет? Правильно я понимаю? В целом мы всё-таки в прошлом году вот мы у нас много лет было два потока преподавательских в год на каждый мы брали человек 45-47 примерно.

А в прошлом году чтобы никому не отказывать мы открыли третий поток и взяли три потока по 47 человек. Вот так что можно сказать, что мы удовлетворяем спрос на наши образовательные услуги, берем всех, кто хочет к нам прийти. Это я, если вернуться к перепроизводству, то есть вот как сказать что такое перепроизводство это безработица, то есть когда человек не может устроиться, но все при желании устраиваются, набирают какие-то группы преподают, корпоративную, много разных вариантов преподавать йогу. Можно знакомым преподавать, можно за донейшен преподавать и придут люди, как правило.

Сейчас очень много желающих. Почему столько много преподавателей выпускается? Потому что есть спрос на преподавателей. И так или иначе преподавателем работать можно, если ты получил образование, которое позволяет тебе работать.

С этим условием ты так или иначе какую-то работу себе найдёшь, но конкуренция большая среди преподавателей, потому что преподавателей много и у потребителя, у покупателя услуги есть выбор. Вот преподаватель, вот преподаватель, вот преподаватель, этот там учился, этот здесь. Преподавателей у нас только в городе в Питере сотни, наверное. И таким образом создаётся конкуренция.

Мне кажется, это очень хорошо, потому что конкуренция подразумевает необходимость повышения профессионального уровня. Люди учатся дальше, повышают свой профессиональный уровень. Кто-то йога-сутра изучает, кто-то медитацию, кто-то йога-терапию. Там тоже есть несколько направлений в йога-терапии.

Ну и так далее. И вот этот образовательный бум в йоге у нас пока не сбавляет оборотов и все учатся, учатся, учатся. Это прекрасно. А этот бум начался когда?

Когда же он начался? Да давненько он уже начался. Давненько. Я помню времена, когда был один тичерс на всю страну в Москве, который возглавлял Михаил Николаевич Константинов.

Он же издавал журнал Йога тогда. Вот ну и собственно говоря тогда уже все это начиналось. Повсеместное увлечение собственно личной практикой йоги. Потребность в грамотных преподавателях хорошо подготовленных и вот тогда и начался спрос и преподавательские курсы стали размножаться активно.

Это был балл больше 10 лет назад, больше 15 лет назад И с тех пор все это набирает обороты. Вот интересно, что дальше будет. То есть, получается, каждый год спрос больше? Или он стабильно уже просто Может быть и так, потому что я, ну, может быть, не каждый год, я вижу за самые вот, как сейчас принято говорить, крайние три года появление новых, интересных, йогических образовательных проектов, на которые люди идут с удовольствием и получают там несомненную пользу.

И там вот со старта практически этих проектов их основатели и преподаватели это молодые преподаватели, которые уже обладают необходимой квалификацией, знаниями, харизмой и очень хорошо преподают, и у них прекрасная наполняемость. Это свежие новые проекты. Это, ну, наверное, растут. Параллельно я уловил мысли, что есть как бы несколько поколений.

Несомненно, ну, конечно, да, Есть несколько поколений, да. Соответственно, вы даже признаёте, что есть даже подобные курсы на поколение более молодых преподавателей. Да, это факт. И они очень успешны.

Это отличные ребята. То есть молодость это не порок? Это преимущество. Несомненно, это преимущество, конечно.

И правильно я понимаю, что из 10 студентов 9 это девушки? Да, это так. Ну вот Примерно такой половой состав. Даже не из десяти, а из сорока бывает у нас вот приходит на курс там 45 человек один мальчик из них.

Ну то есть прям как на филфаке. Да примерно, а бывает что и нет мальчиков вовсе. Вот набрали курс недавно у нас был преподавательский курс набрали курс ну 45-47 человек все девушки. Как вы можете это как-то объяснить или это не подаётся?

Много разных версий тут привести, но какая из них будет верная я не знаю. Это надо проводить какое-то исследование социологическое, но факт остается фактом. Они все хотят просветления? Чего они хотят?

Я не могу понять почему? Или просто заняться некой? Вы знаете, я вот встречаю в этой среде преподавателей и мальчиков, и девочек, которые, у которых очень серьёзные намерения, скажем так. У которых серьёзная личная практика.

Уже до того, как они попадают на обучение. До того, да. И они уже, может быть, сейчас преподаватели. К нам же много преподавателей приходит.

На йога-терапию к нам приходят уже состоявшиеся преподаватели, как правило, которые уже закончили. Это не то, с чего обычно начинают, да? Не то с чего обычно начинают. Мы на йога терапию набираем уже как правило действующих преподавателей йоги уже с опытом которые в теме которые разбираются в предмете в терминологии санскритской в том числе.

Вот и на преподавательских курсах там другие немножко требования, но надо чтобы у человека был опыт личной практики, хотя бы какой-то. И я в этой всей среде вижу достаточно существенный процент людей, которые очень заинтересованы в личной практике, которые сами практикуют интенсивно. Я не только про практику асан и пранаямы. Я про внутреннюю практику, которая интенсивно практикует медитацию, принадлежит каким-то традициям духовным, йогическим или буддистским, так или иначе, у которых идет интенсивный духовный поиск, который подпитывает их личную практику и для них это очень существенный такой сегмент их жизни, их практики, мировоззрения и так далее.

А другая какая-то часть Ребята приходят из фитнеса, ребята-девчата приходят из фитнеса. Это преподаватели фитнеса, пилатеса, ещё каких-то систем просто физического развития. И их йога интересует как система, скажем так, психофизиологического развития, оздоровления. На йогатерапию приходят часто с этим запросом именно.

Но опять же, человек ведь существо изменчивое. Всё это довольно быстро меняется от запросов телесных. То есть вы видите что те кто изначально пришли за одним они втягиваются и попадают в ту вторую когорту, то есть такой переход он встречается? Да, вполне возможен и часто так и происходит.

Процент не назову, но, конечно, так тоже происходит. И как это ну вот как ты они читают что-то, то есть как и внешние проявления, то есть можно ли на глаз отличить того, кто то есть уже и который еще не ум. В смысле они как-то, чтобы объединяет их? Тех, кто уже ум и которые не ум?

Что-то объединяет, у них две ноги, две руки, голова. И у них нет перьев. А по внешним признакам бывает, конечно, сложно определить, с одной стороны, уровень, так сказать, человека устремлений и может быть уровень его достижений тем более. Но с другой стороны, если человек скажем плохо себя контролирует, хамит, грубит окружающим и так далее.

Ну Тоже в общем-то критерий определенный. При этом у человека могут быть проблемы, но он над ними работает. Это все сложные вопросы и я бы тут не стал сейчас какие-то критерии выкатывать на общественное обозрение, которое позволит кого-то там от кого-то отличить. Как бы надо для начала с собой бы как-нибудь разобраться.

Это точно. Так, тогда хотелось бы поговорить про направления Исследователи, с которыми вы занимаетесь. Если я правильно понимаю, то вы сказали, что в год вы успеваете, успевали сделать по пять статей на тему техники пранаямы. Правильно ли я понимаю?

Примерно, наверное, да. У нас какие-то годы, может быть. Ведь статью опубликовать, я имею ввиду с результатами экспериментальной работы, Но это дело длинное, по-разному бывает. Процесс запускается и может завершиться через несколько лет.

Да, да, конечно. Поэтому бывает, что пять статей в год, бывает меньше. По-разному бывает. И слушай, раз мне стало интересно, чем эксперименты над крысом отличаются от экспериментов над научными добровольцами.

То есть у тех, у тех там бывает кровь, в смысле приливает куда-нибудь и кислород там обогащается. То есть есть какая-то принципиальная разница? Принципиальная разница есть, конечно. Крыс, во-первых, никто не спрашивает.

А эксперименты? Вы сами проводили эксперименты именно не над людьми или вы исключительно над добровольцами? Нет, я не работал над животными, не приходилось работать. Вся наша работа в лаборатории проводилась только с людьми, а работа с людьми с добровольцами научными, с волонтерами должна проводиться в соответствии с хельсингской декларацией, которая несколько редакций претерпела, но по-моему в 1964 году впервые она была продекларирована.

В связи с тем, что нацисты во Вторую Мировую войну особо не спрашивали у людей, ставя над ними эксперименты. Вот. И поэтому дальше научное сообщество сформулировало этические принципы, которых нужно придерживаться при работе с людьми. Ну и вот мы их придерживаемся.

Все наши исследования утверждаются этическим комитетом СПбГУ, прежде чем. Да, это обязательно. Ну, может быть, не все пока так делают, но опубликовать статью не получится, скорее всего, уже, если не было одобрения этического комитета. То есть сначала нужно одобрить протокол и проект исследования в этическом комитете.

То есть саму задумку? Да, саму задумку. Что мы будем делать, вот там как, вот форма информированного согласия, чтобы люди там могли действительно все прочитать и получить полную информацию о том, что он в любой момент может выйти из исследования, что это ни на что не влияет в его жизни, так сказать, что он полностью свободен в своём выборе, принимая участие в этом исследовании. Какие могут быть осложнения или проблемы связанные с этим или их не может быть и так далее.

Это всё прописывается. А с крысами такого не нужно, понятное дело. Потом крысы не могут выполнять техники пранаямы. Это недостаток, однако.

А люди могут. Поэтому на людях мы как раз техники пранаямы изучаем. Ну крысы стоят денег. Их надо закупать, содержать.

А добровольцы они именно, ну как бы они понимают, что они добровольно вкладываются и Они платные, понимаете, они наоборот они делают свой вклад, потратив свое время, приехав. То есть это получается такое, я правильно понимаю, что добровольцами становятся как раз ваши студенты, то есть в смысле? В том числе, в том числе, но не только. Студент с удовольствием очень хочет.

А каждый может стать научным добровольцем, если он проживает в Петербурге или бывает там, получается? Там есть критерии включения и исключения, поэтому не каждый. Там есть определенные требования к состоянию здоровья и, скажем так, к йогической квалификации. То есть человек должен уметь выполнять определенные техники пранаямы, которые мы выполняем, которые мы исследуем, точнее.

Он должен уметь их выполнять. Если он не умеет, ну значит мы не сможем его взять в исследование. Есть нехватка добровольцев? Ну для некоторых исследований есть некоторая нехватка.

Но это обычно сложные техники, какие-то сложные техники пранаямы с экстремальными значениями частоты дыхания и так далее. Но это нормально, что людей, которые вот редкие по своим способностям, возможностям, таких людей мало и это уже закон малой выборки и наука тоже работает с такими данными. Так что в некоторых случаях да. Вот мы тут проводили исследование по сутранети, это когда шнурок надо в нос засовывать и вытаскивать через рот.

В общем очистительная процедура такая хатха-йоги. Вроде бы процедура не сильно распространенная скажем так. Но в итоге мы даже просто на питерских йогах набрали группу в 20 с лишним человек и хотя сначала думали, что может не получится. Но оказалось, что наши йоги молодцы, они практикуют, в том числе и это.

Поэтому где-то есть, а где-то мы исследуем более доступные техники и там можно набрать достаточно большие группы. Иногда мы проводим исследования на наших студентах, которые проходят курс тот или иной и там можно прям, когда весь курс участвует в программе исследований, то получается выборка приличная. Вот мы недавно собрали данные на двух курсах, получилась выборка 75 человек. В общем это так.

Ну не пускайте выгоду того, что раз они уже собрались в одной аудитории Ну это организованный контингент, конечно. С организованным контингентом всегда легче работать и это известный факт. Подышите в трубочку и как бы вот. Ясно.

Мне интересно почему вы изначально выполняют продвинутые техники пранаямы. То есть вот для того чтобы освоить продвинутые техники надо несколько лет там корпеть сидеть каждый день и заниматься пранаямой, чтобы прогрессируя постепенно дойти до каких-то значительных вот таких результатов. Поскольку я сам давно этим занимаюсь и многие мои коллеги преподаватели существенных результатов, Интересно было исследовать именно это, потому что это достаточно уникальная выборка, которую никто не исследовал. Ну вот, например, есть эксперимент описанный японскими учеными, которые исследовали одного человека.

Один человек участвовал в эксперименте йог, который дышал с частотой один раз в минуту. И вот они его пообследовали. Там интересная очень информация, но это один человек. А мы набрали таких У нас таких несколько десятков, которые дышат один раз в минуту.

В этом несомненно есть научная уникальность. Это научная уникальность мы рассмотрели в общем за несколько лет со всех сторон. Много получили данных, но потом встал вопрос резонный. Ну да вот эти вот люди, которые там по пять по десять лет занимаются пранаямой и достигают таких результатов у них вот такие эффекты.

А что с начинающими? Мы начали исследовать исследовать начинающих. И что это даёт для кровообращения головного мозга, то есть для начинающих? Какие-то заметные.

Мы изначально предполагали, что нужно достигать каких-то продвинутых результатов для начинающих, ёп, то оказалось, что те тоже получают несомненную пользу от этого. То есть, получается, не столь важно, дышишь ты полгода или пять лет, если ты дышишь стабильно, в смысле положенным образом, то ты соответственно В определенном смысле да. В определенном смысле так. То есть это выгода относительно легкодоступная, то есть вопрос в дисциплине, но вопрос не в том, что а вот этого стаж уже 20 лет, поэтому он левитирует над ковриком, а ты дышишь, и у тебя ничего не фунциклирует.

Всё у тебя фунциклирует, просто вопрос стабильности. Стабильности и определенной технологии выполнения дыхательных техник. Как часто вы видите нарушения техники безопасности? Можно себе навредить.

Здоровый человек с трудом большим может себе навредить. Тут в нас вшита вот эта защита от дурака, как говорится. Вот можно задерживать дыхание, я имею ввиду вот просто не под водой, где можно отключиться и наглотаться воды и вообще утонуть, а вот на воздухе, если волевым усилием задержать дыхание, то эта задержка, сколь длинной она не будет, скорее всего она потом просто организм отключит твоё волевое регулирование и ты просто продолжишь дышать, условно говоря. А люди, которые имеют те или иные заболевания, всё-таки должны учитывать противопоказания при выполнении дыхательных техник.

Там уже сложнее, там в общем-то потенциально дыхательными техниками некоторыми можно себе навредить, если у человека имеется та или иная патология. Получается условно здоровый человек вряд ли сможет из себя сделать калеку, если будет заниматься, пусть и неправильно, дыхательным ЭЦП. Несомненно, там тесно это пересекается с дыхательной практикой, но там много своих нюансов. И чем отличается дыхательные техники в целом от пранаямы в частности?

То есть в чем принципиальная разница получается? Иногда под пранаямой понимают дыхательные техники йоги в целом все, любые. А в некоторых случаях под пранаямой понимают уже продвинутые дыхательные техники, которые приводят к задержкам дыхания относительно длительным, либо к экстремальному снижению частоты дыхания, что то или другое приводит к изменениям газообмена и определенным физиологическим эффектам. Это с естественно научных позиций.

Так можно охарактеризовать. Широкое понимание и узкое понимание термина. Да, есть более широкое, есть более узкое понимание термина. Ну и то в разных традициях и школах эти понимания могут отличаться.

Мы просто для более ясного понимания изложения студентом вот для себя приняли определенную классификацию дыхательных техник. То есть такое специфичное действие. А вот публикация как единственный критерий проводимой исследовательской работы это хорошие критерии или не очень? Я имею ввиду, вот а возникают ли какие-то, не знаю, спонтанные обсуждения или есть ли какие-то конференции, в которых есть смысл участвовать не ради галочки?

То есть статья и только статья или как? Или есть промежуточная аудитория избранных пандитов, с которыми можно об этом поговорить? Все, что вы перечислили, какой-то очень многослойный вопрос. Ну, в общем, с одной стороны, научные публикации это как бы для избранных, с другой стороны научпоп.

А есть в России вообще как бы среда, в которой можно поговорить на эту тему? Или, собственно, вот ваш институт, вот рамках института, вы можете обсудить как бы других, с кем поговорить-то особо и не с кем? Нет, ну почему не с кем? Что касается публикаций, то говорил уже и повторюсь, это всеизвестная в общем-то вещь.

Научная работа считается завершенной тогда, когда она опубликована. Причем она опубликована должна быть не в журнале Мурзилка, понятно. И не в своем журнале, который ты сам издаешь. Это должен быть журнал некий сторонний.

И даже в определенном смысле, по-хорошему критически настроенный к тебе. То есть данного ковида рецензенты нормально. С чем вы неоднократно, в частности, сталкивались? С отказами или с рецензиями?

С отказами. С отказами мы сталкивались. Это обычное дело в публикационной деятельности. Потому что в каждом журнале, как бы, есть некие местные свои законы, свои местные интересы, предпочтения.

Политика тут стала вмешиваться последнее время порой в это. Вот так что это нормальный процесс и бывает что статью нужно пристроить наконец в журнал после целой череды отказов других. Бывает что очень хорошая статья, как мне коллеги рассказывали, в итоге берут в реале, в других журналах, по самым разным причинам, не имеющим отношения к качеству этой статьи, а иногда имеющим. Да, если статья действительно содержит критерий, что статью взяли в рецензируемый журнал, значит она чего-то стоит, Значит три рецензента подписались под тем, что да, это действительно можно публиковать, это имеет научную ценность.

Авторы ответили нам на все вопросы, Прошла некая дискуссия с рецензентами и рецензенты остались удовлетворены и потом статью публикуют. Мне кажется это надо делать, конечно. Можно конечно проводить научную работу, но если о ней никто не узнает или узнает какой-то узкий круг своих людей, или даже узнает, можно опубликовать её у себя на сайте, но если её не подвергли, в хорошем смысле, пристрастному рецензированию, внимательной экспертизе, то, может быть, не знаю, что-то не то. Есть изъян?

Какие-то изъяны, конечно, да. Так что, мне кажется, это абсолютно нормальное правило публикация как финал научной работы Так и должно быть конечно И потом это возможность обсудить дискуссионно со своими коллегами Во-первых с рецензентами которые обязаны просто попытаться найти дефекты в твоей статье Это очень здорово, когда в твоей работе кто-то пытается найти слабые места, а не хвалит только её. Что ой какой молодец, да вот провёл научную работу надо же Ай молодец, светлая голова. Ай какой молодец.

Ну какой в этом смысл? Смысл понятно эго своё потешить. А для того, чтобы реально улучшить работу нужна критика этой работы. И сидят люди там в журналах, специально им зарплату платят, ну или на каких-то других общественных началах рецензенты работают, которые выполняют эту работу специально, чтобы этот научный процесс построить определенным образом.

А потом когда статья опубликована, её могут читать люди. Они её читают, тоже могут критиковать, написать могут автору, могут сослаться на это, могут в продолжение этой научной работы, в её развитии уже какие-то свои эксперименты поставить. То есть это тоже будет двигать вперёд научную мысль уже общественную. Поэтому, конечно, надо стараться публиковать.

Мы стараемся, мы вот в отечественных журналах публиковались несколько лет, а сейчас мы поставили себе такую немножко амбициозную задачу публиковаться в англоязычных журналах. Это отдельная история, тоже интересная. И вы видите, что на вас ссылается, вы видите, что вам отвечают, как бы, даже если не упоминают, то всё равно Если ссылаются, значит упоминают. Вот у нас пока на материалах нашей именно лаборатории опубликована одна статья в американском журнале и конечно её читают гораздо больше это ещё и выход на аудиторию более широкую если мы публикуемся в англоязычных журналах.

Вот поэтому эту статью цитируют, читают, это приятно, это здорово. Ещё две статьи сейчас у нас англоязычных находятся на лицензии. Будем надеяться, что пройдут. То есть у вас есть некий план, скажем, исследовательский, насколько это вперед?

На 5, на 10? Вы же знаете, чем заниматься? На долгие годы вперед или как? Или это какие-то законы?

У нас, будем так говорить, инди наука independent. То есть мы есть инди рок независимый рок, а у нас инди наука. И благодаря тому, что мы финансируем науку сами, мы ни от кого не зависим, мы не получаем гранты. Это хорошо или плохо?

Это с одной стороны плохо, потому что если тебя финансируют и ты можешь там в общем на эти деньги делать науку. Это конечно неплохо. Но все гранты конечны, следовательно они вынуждены постоянно менять темы. Ну получил грант, отработал, опубликовался.

Есть вопросы, которые нас интересуют. По пранояме, например. Изначально стояли определённые вопросы, логически это должно быть вот так, но как это на самом деле-то? Это можно понять только одним путём постановкой и воспроизведением экспериментов на определённой статистически достоверной выборке.

Для этого нужно оборудование. Оборудование начали с оборудованием разбираться, оказалось, что обычное оборудование не работает для этого. Надо Придумать, додумать оборудование. Да, пришлось додумать оборудование, конструировать его там уже в коллаборации с компанией, которая производит технические задачи, методические задачи и эксперимент, постановка эксперимента это всегда решение и этих задач тоже.

Даже если оборудование переделывать и дышит в трубку и вот как это сделать чтобы это было всё достоверно чтобы все данные оказались читабельны ну и так далее вот и мы претворяем эту научную идею в жизнь и у нас есть только наш научный энтузиазм и вот те возможности которыми мы владеем и все мы ни перед кем не отчитываемся это конечно здорово поэтому конкретного плана Есть текущий набор данных у нас сейчас идет я вам скажу сейчас сколько по одному исследованию у нас сейчас набраны данные два исследования уже оформлены статьи переведены на английский они в журналах на рецензии Только что полученный пакет данных на группе надо садиться, обрабатывать его, анализировать, разбираться в нем, ковыряться. Обработка, она всегда на вас? Нет у нас сейчас целая команда к счастью работает на эти обработки Да вот и идет набор данных скажем так по трем исследованиям по трём новым проектам. Ещё два-три проекта точно у нас есть вот как бы в проекте этой идеи, которые нам нужно сформулировать, представить в этический комитет, получить его одобрение и по протоколу объявить набор волонтёров и по протоколу приходить регулярно в лабораторию, вставать к станку и набирать данные, набрав данные, это займёт может несколько месяцев, может год, может больше.

Ну в общем двигаться дальше. Так что определенные планы есть, но они довольно мягкие в этом смысле. А исследования, они возникают, из одного исследования возникает следующее или это скачащее именно какие-то параллельно идущие процессы? Бывает и так и так.

Бывает, что провели работу какую-то, получили результаты. Иногда довольно неожиданные. И для того, чтобы их уточнить или как-то развить полученные данные и кожная микроциркуляция в перевернутых положениях тела разные совершенно проекты разные направления которые идут параллельно независимо друг от друга. Что интересно, ведь изначально вы против абсолютизации научного взгляда, то есть вы как бы с одной стороны и не обожествляете научный подход, то есть с одной стороны.

При этом сами его существенную часть своей жизни уделяйте как раз вот экспериментам, обобщениям. Как это совместить? Ну у Кена Уилбера по-моему есть такой термин сциентизм. Вот и по-моему у него же, а может быть где-то в другом каком-то источнике ещё был термин научная инквизиция.

Вот это вот абсолютизация науки как раз. Только то, что доказано и всё. А всё что нельзя доказать это уже подвергается шлемованию там и так далее. Да я не считаю науку, научный метод абсолютным инструментом изучения реальности.

Реальность сложнее чем может сказать нам о ней наука, конечно. Но та часть реальности, которая может быть изучена научным методом, она должна быть им изучена. Особенно в той сфере, в которой очень много спекуляций каких-то, просто шарлатанства. В йоге полно же такого каких-то суеверий, предрассудков и т.

Д. Просто неправильных воззрений или безграмотных каких-то воззрений, которых сейчас стало поменьше, по сравнению с 90-ми и с нулевыми, но тем не менее ещё они есть или много просто непонятного. Вот мы повторяем одно и тоже, но опираясь на какие-то наши представления о теле, на какую-то логику, но это неподтверждённые вещи. Их надо подтверждать или опровергать, для того чтобы вносить ясность.

Ясность отличная вещь Там, где её можно внести. Так что научный метод прекрасен, но ограничен. В этой связи я в прошлом году занимался археологией в Новгороде и мне стало площади исторического Новгорода три процента, то есть они работают там уже в 75 лет и вот за 75 лет три процента. Как вы оценивали бы вот за 100 лет йогический арсенал дыхательных упражнений освоен учёными на Ну больше чем на 3, мы вот ну 5 лет работаем и в том что касается влияния на кровообращение, но очень и особенно там психофизиологические разные корреляты между психикой и физиологией это еще более сложная вещь.

Поэтому с какой стороны посмотреть? Если говорить о физиологии в чистом виде, таком вот на уровне нормальной физиологии человека не назову точный процесс, но мне кажется процент мне кажется больше трёх. Может быть процентов тридцать. Сейчас более-менее понятно.

Может быть даже больше. То есть все равно на несколько тысячелетий вперед еще есть что исследовать? Исследовать можно бесконечно. Это процесс бесконечный.

Можно исследовать какие-то относительно, ну назовем их грубые процессы. Ну кровоток например. Скорость кровотока в крупных сосудах, например головного мозга. Ну это такой процесс достаточно определенный и определимый в общем-то.

Очень конкретный, измеряемый в конкретных единицах. Ну вот мы поизучали немножко это и в общем-то конкретные выводы получили реальный кровоток мозговой. Всё понятно. Нервная система, взаимодействие процессов возбуждения и торможения уже сложнее.

Тоже мы сейчас набираем данные по вегетативному тонусу и изменению вегетативного тонуса при дыхательных техниках, при техниках пранаямы. Там не просто все интерпретировать, нужна будет большая выборка. Электрическая активность головного мозга на фоне техник пранаямы мозг невероятно сложный и уделённый. Там скорее всего нужно усовершенствовать сам метод.

Кто придает какую-то информацию, но есть сложности с интерпретацией и опять же для выводов нужна какая-то большая выборка очень. То есть в этом направлениях во всех можно двигаться бесконечно на клеточном уровне что происходит. На счет трех-четырех тысяч лет я не знаю наверное это вы немножко перегнули. Кто там знает что через 3000 лет будет с изучением физиологии йоги.

Наверное всё так сильно изменится, что будет может уже не до этого. Но в целом можно заниматься этим процессом наверное почти бесконечно. Ну бесконечность нам не уготована. Ваша интуиция в этих вопросах, как часто она подтверждается вот вашими исследованиями?

То есть или как? Интуиция, а скорее физиологическая логика. Всё-таки физиология, а мы занимаемся экспериментами процесса И в общем-то где интуиция, где математика. Понятно, что в высшей математике.

Чтобы не перебирать все мыслимые варианты нужно что-то отсечь. И тут-то как раз, ну по мне, без интуиции никак. Мы пока обходимся мы пока обходимся логикой опираясь на знания физиологии тот материал экспериментальный который есть на данный момент который вот Кувалаянанда еще сих пор которые никто не повторил после них и мы сейчас только-только вот продолжаем как бы развивать их идеи но повторюсь это скорее логика и интуиция тела пожалуйста да ну давайте вот здесь Ну и то там тоже логика потому что микроциркуляторное русло в разных частях тела разное и зная это мы можем ориентироваться на вероятность получить какой-то более внятный результат, какой-то ответ. Креативный процесс это процесс скорее такой прагматично-логический что ли.

Можно ли сказать, что непонятные и загадочные санскритские термины вы пытаетесь пощупать и заново их как бы изобрести или нет? Там ведь есть что-то продвижение вверх? Да, да, конечно. В смысле начиная с от Хороведы.

Вот. Что-то продвижение вверх. Мы сейчас начали набирать данные. Наш волонтер выполняет уддияна бандху и венозная кровь из нижних конечностей активнее поднимается вверх.

Можно сказать, что это наполнение санскритского термина новым смыслом? Ну каким-то ну это какие-то же энциклопедические подробности, то есть в словарях такое не укажешь, но начинаешь понимать, что это не получается. Которые мы вроде бы просто подтверждаем. Ну как бы да.

Мы понимаем что это восхождение, а не нисходящее, то есть хотя бы так опытным путем. Хотя уже нами опубликована работа, которая показывает, что уддияна Бандха усиливает венозный отток из головы вниз к сердцу. В данном всё-таки случае это нисхождение. Но если сердце уподобить некой вершине, куда вся венозная кровь собирается или некому центру, Ну здесь несомненно восхождение, да.

То есть эти изначально заложенные в терминах некие намёки помогают вам сформулировать некую гипотезу получается иногда да иногда помогают например капалабхати Это ведь тоже там что-то типа сияющей головы сияющего черепа свечения черепа возможно я ошибаюсь, но это общепринятое такое вот толкование данного санскритского термина И капалабхати несомненно влияет, если логически рассуждать, целый спектр эффектов оказывает на элементами. Но в некоторых случаях санскритские тексты даже это не отдельные термины, а целые тексты. Ну в общем звучат довольно неоднозначно. Например описание маюрасаны Хатха-йога Прадипики где обещано что маюрасана быстро без остатка излечит водянку живота с увеличением селезёнки.

А водянка живота с увеличением селезёнки это противопоказано. Почему так написано? Такая вот гипербола, что даже вот такое серьёзное заболевание как водянка живота. Ради красного словца туда.

Ради красного словца, либо может быть чтобы вот знаете, если кто не в курсе, ну поделом ему. Надо ещё представить. Счастье как в Аюрведе, да, то есть под одним наименованием несколько разных травок и если тебе не сказали какую, то почему автор столь неоднозначную и прямую прямо, вот знаете, это же прямое указание с безошибочным практически описанием состояния: водянка живота и увеличение селезёнки и маюрасана, но это несовместимые вещи с клинической точки зрения. Это совершенно понятно, но тем не менее это в Хатха-йога и его содержание нужно анализировать нужно его подлинно и считать что ты правильно перевел отрывок из Хатха-йога Прадипики, но ведь это не приведет к просветлению, даже если ты преуспеешь Что мне нравится в санскрите, что люди приходят искать духовность, они понимают что духовность и санскрит коррелируют так себе, они находят для себя каждый своё что-то и не то, что они изначально думали, ради чего они пришли.

Сложно всё в разных областях человеческой деятельности. В йоге, в санскрите, и во многих других. Мы идём за одним, а находим другое. В медицине тоже полно такого.

То есть хочет приносить деньги, соответственно вы решили сосредоточиться на этом, что вам было и интересно, и оно в отличие от того, все-таки приносило деньги, а не забирало деньги. Вот. И теперь получается вы, занимаясь любимым делом, можете преподавая создать среду, в которой можете заниматься теми исследованиями, которые вам интересны. То есть получается вы со всех сторон как бы проживаете свою лучшую жизнь.

Спасибо на добром слове. В смысле, а чего еще можно хотеть? Человек всегда чего-то хочет, что-то тут скрывать. Тем что нравится это действительно прекрасно.

Куда вы хотите всё это привести? То есть ваша задача просто хотите кардинально поменять, но просто пока для революции не хватает ресурсов. Чего вы хотите? Вы имеете ввиду научную деятельность?

Или? Ну вот образовательную деятельность, может быть даже Работа института? Да, работу института, то есть вот как? В смысле, вы пришли туда, куда вы хотели?

Туда, куда вы изначально, 10 лет назад, задумали? Или вы ещё не начинали приходить к тому, что вы задумали? Вы знаете, не то чтобы я чего-то задумывал конкретное и к этому прям шёл, что касается института Просто так вышло, что был спрос на преподавание йогатерапии. Я этим занялся до прекрасных преподавателей.

И несколько лет назад я понял, что мне бы хотелось чтобы в дальнейшем случае чего институт бы работал и без моего участия. Без моего участия тоже и мне кажется что это вот прям было бы здорово И на сегодняшний день у меня есть ощущение, что будет уже продолжать функционировать, я надеюсь, и без меня в случае чего. Если я решу заняться чем-нибудь другим, то наше учреждение славное будет работать. И то же самое касается и лаборатории.

Там тоже сформировалась команда которая имеет собственные научные идеи, знает как их реализовать. В управлении без моего участия. Вот это мне очень нравится. То есть теперь это уже не Фролов и компания, теперь это как бы уже компания в которой Фролов занимает, который в институте разворачивается.

Я стараюсь не мешать. Завидую вашему как бы тому, что вы смогли добиться того, что без вас оно функциклирует, потому что в моем случае я чувствую, что шаг влево, шаг вправо и действительно можно по-хорошему просто, ну даже не что завидовать, а просто радоваться тому, что вам удалось сделать. То есть создать такой оазис исследовательской мысли, где преподают люди, которые любят это дело, приходят люди, которым это надо. Это растёт, это же красиво, по-моему, наблюдать за тем, что вы делаете, как вы делаете.

Я наблюдаю как внутри. Внутри работа идёт вот всё это время. Собственно говоря, фактически институт начал работу в 2013 году. Но тогда это был просто курс йогатерапии.

А в 2016 году мы получили лицензию. Это уже официально. Там и название, и лицензия, юридический адрес, и всё пошло уже. И с тех пор мы работаем.

Очень радует, что расширяет прекрасных специалистов, которые прекрасно разбирают и суммарно. Это всё подразумевает постоянную работу как бы над программами, над организацией, над взаимодействием со студентами, не стоим на месте. Сколько преподавателей на сегодня задействовано хоть в какой-то мере? Около 25 сейчас преподавательский состав.

Очень важный слуг, которых тоже мы не сможем работать, но если говорить чисто про педагогов, то около 25 человек. И этого достаточно, чтобы поддерживать вот всю эту махину? Ну махином, я думаю, это громко сказано. Вот, но да, как раз вот этого и достаточно.

Но понимаете, здесь еще интересный вопрос в том, чтобы между преподавателями было взаимопонимание. Я не знаю насколько это существенно например в преподавании санскрита кланов, а вот в случае вашем я не знаю как. Дело в том, что даже в рамках одной образовательной программы, когда участвует несколько преподавателей, нужно чтобы преподаватели не противоречили друг другу. И это получается для того, чтобы они как бы поддерживали общую некую концепцию и в целом всю эту концепцию понимали.

И ты, излагая разные части этой концепции, легко их состыковываешь между собой. А когда разные преподаватели ведут, например, практика асан, Один ведёт асаны стоя, второй перевёрнутые, третий прогибы, наклоны, но они должны говорить на одном языке. Ну прям как по методичке, я тут смотрю. Ну вот да, наша методичка, приятно у вас её видеть.

Бой, особенно большой программы, в которой задействовано десяток преподавателей, например, чтобы все преподаватели говорили на одном языке и стройно излагали одну концепцию. Ну на это уходит несколько лет. Вот у нас обычно на то чтобы программу привести к какому-то. В итоге студенты получают ну не разрозненные компоненты скажем так а стройную единую выразиться.

Артем Владимирович, приятно просто наблюдать за тем, что вы делаете. Приятно наблюдать вас, как вы, ваше рвение в этой области и с Фроловым. То есть чтобы в Петербурге вот этот оазис процветал и голод был бы удовлетворен. Ну будем помаленьку удовлетворять.

К счастью мы не одиноки уже. Ну скажем так, ряд. Ряд среди них есть определённые, которые очень хорошо делают своё дело с большим энтузиазмом и качественно тоже занимаются преподаванием йоги. Это очень радует.

Так что Соответственно, в скором времени у нас будет празднование с фейерверками в Петербурге в честь защиты вашей кандидатской дисциплины.