Санскритолог-лингвист И.Е. Толчельников

Студент-философ И.Е. Толчельников

До совершеннолетия я был уверен, что стану либо программистом, либо астрофизиком, то есть либо богатым, либо героем советских технических журналов с дачного чердака. Но мои родственники, сколько я себя помню, постоянно перемежали йогу с тантрой, а прадед вообще создал собственную теорию бытия в сансаре на советский лад, вряд ли будучи знаком с какими-либо буддистскими текстами. В общем, несмотря на все мои устремления, было очевидно, что жизнь моя пойдет по наклонной — в индологию.

Так, воодушевившись «Введением» Торчинова (и ничего в нем не разобрав), я бросил все и поступил на философский факультет МГУ с твердым намерением заниматься буддизмом йогачары. Курс истории восточной философии начался тут же и почти сразу я пошел к преподавателю рассказать, чем я хочу заниматься в этой жизни. Он ответил, что тема у меня, конечно, интересная, но без знания языка мне в ней делать нечего, впрочем, в пределах МГУ на санскрит я могу не надеяться. Так началось мое институционализированное самообразование. Я взял распечатки дореволюционной редакции учебника Бюлера, но он показался темным и несистематичным. Нужно было встроиться в гуру-шишья-парампару.

Вбив в строку поиска «учить санскрит», я перешел по первой ссылке и написал какому-то улыбающемуся мужчине. Через некоторое время я стал учиться под его руководством по учебнику Кочергиной, узнал, что улыбающегося мужчину зовут Марцис Гасунс и он ученик некоего Зализняка — имени, которое я однажды уже слышал от учительницы по русскому в контексте «Слова о полку».

Параллельно с этим ко второму курсу университета неведомые силы отвели меня от буддизма йогачары в сторону адвайта-веданты, и очень кстати, потому что В.Г. Лысенко уже написала по этому монографию, а по адвайте ничего толкового на русском языке не было со времен того самого «Слова о полку». Стоит сказать, что в рамках веданты я занимаюсь не чисто теоретическими вопросами (как сделал бы настоящий европеец), но осмыслением Шанкарой духовных практик (йог), и эту линию — связь интеллектуальной традиции с реальными практиками хинду — я планирую развивать и дальше.

Но именно здесь возникла проблема, потому что Шанкару (его комментарий к Гите) нужно было анализировать в оригинале, а учебник Кочергиной оказался таким же темным и несистематичным; в общем я запутался и очень боялся. Первым шагом стала попытка систематизировать материал учебника в виде майнд-карты. Но точно так же, как из Брахмана может получиться лишь Брахман, из темного и несистематичного учебника получилась такая же схема. Нужно было менять метод.

И по гуру-шишья-парампаре на меня сошла благодать в виде статьи Зализняка «Морфонологическая классификация древнеиндийских глагольных корней». В ней и содержался в несколько сжатом виде нужный мне метод — оставалось только расширить сферу его применения, подогнать под это несколько правил и делать таблицы, таблицы, таблицы…

Спустя некоторое время появилось мое руководство к этому расширенному методу, и по сей день оно постоянно расширяется, пополняясь новыми главами. Тем не менее к весне прошлого года та его часть, что уже могла дать систематичный, точный и непротиворечивый взгляд на санскритскую грамматику, была готова. И я, омывшись в Ганге и съев слишком много гулабджамунов, провел курс по моему руководству у первого потока учеников. В чем-то он был хорош, в чем-то не очень хорош: две его главные проблемы — недостаток практики и отсутствие аориста — были решены, так что он стал больше, но при этом полнее и дружелюбнее.

Что ведет Ваня?

Ваня уже провел в 2023 курс из 12 занятий по морфонологии санскрита от А.А. Зализняка, но теперь в учебном семестре 2023/2024 представляет расширенный и переработанный курс на 16 занятий (два блока по 8 занятий с промежуточным и итоговым зачетом).

Чем отличается обновленный «талмуд»?

1. Добавлена глава «Основ аориста и ее производные»
2. Вся общая теория скомпонована в один блок в начале руководства
3. Увеличено количество упражнений
4. Блок глагольного словообразования скомпонован более логично: от суффиксов к окончаниям
5. Все переходы между рядами чередования описаны единым образом как межрядовые трансформации

Как записаться?

Написать куратору.