Понятийные пятерки в текстах философии йоги
Андрей Парибок. Скачать статью в .PDF целиком.
Статья посвящена выявлению важной методологической черты классической индийской философии и вообще индийского теоретического мышления на материале традиции философии йоги (йога-даршана). Это перечни терминов, вместе охватывающие некоторую предметную область и непременно более чем двучленные. Статья разбирает пять пятичленных перечней. Сначала рассмотрены методологические ориентиры исследователя, учет которых весьма желателен для успехов в постижении философской традиции йоги, и констатировано, что обычно ими не руководствуются. Далее делается утверждение с опорой на классика ньяи (Пакшиласвамина), что перечни представляют собой ключевой момент в организации индийского систематического текста. Вкратце рассматриваются факторы, препятствовавшие в европейской традиции мышления разработке и применению таких перечней: это строгое различение понятий и суждений и очевидная ограниченность суждений дихотомией утвердительного и отрицательного. В Индии же вместо этого различения имеет место единое рассмотрение содержаний ума. Исследовано пересечение функций определения и понятийного перечисления как двух методических приемов. На этой основе проинтерпретированы с выявлением их единообразной формальной структуры пять понятийных перечней традиции йоги: режимов интенциональности (citta), событий интенциональности (cittavṛtti), «удручителей» (kleśa)непременных помех целям йога,-факторов умозрения (dhyāna) и поведенческих самоограничений йога (yama). Их структура всегда представляет собою пару пар, члены которых противопоставлены по взаимно незавиcимым признакам, с пятым членом, интегрирующим пары в единое целое. Утверждается, что такого рода перечни в «Йогасутрах»-лишь пример применения общераспространенного в индийском мышлении методологического приема.
Изначально из academia.
Пять режимов читты (citta) — в «Йогабхашье» к YS I.2 (пересказ по Парибоку)
— (Ia IIa) «Очарованный внешним»: есть содержание, внешний локус контроля.
— (Ib IIa) «Тупой/бессодержательный»: нет содержания, внешний контроль.
— (Ia IIb) «Собранный, содержательный»: есть содержание, внутренний контроль.
— (Ib IIb) «Сверхсконцентрированный, бессодержательный»: нет содержания, внутренний контроль.
— (Iab IIab) «Разбросанный/обыденный»: попеременный контроль и переменная наполненность содержанием (интегрирующий пятый).
Пять событий интенциональности (cittavṛtti) — YS I.6
— pramāṇa — достоверное познание.
— viparyaya — ошибка/заблуждение.
— vikalpa — вербальная конструкция/домысел без референта.
— nidrā — «спанье», отсутствие содержания.
— smṛti — память, воспроизведение прежнего состояния сознания.
Пять «удручителей» (kleśa) — YS II.3
— avidyā — неведение (центральный/интегрирующий).
— asmitā — переживание себя («я-есть»).
— rāga — влечение/привязанность к приятному.
— dveṣa — отвращение/избегание неприятного.
— abhiniveśa — цепляние за существование, страх смерти.
Пять аспектов умозрения/созерцания (dhyāna) — YS I.17 (+ подразумев. пятый)
— vitarka — ввод темы/«грубое» схватывание.
— vicāra — рассмотрение/«тонкое» исследование.
— ānanda — блаженство.
— asmitā — переживание «я».
— aikāgrya — однонаправленность (интегрирующий пятый, указан рядом в тексте сутр/комментарии).
Пять поведенческих самоограничений (yama) — YS II.30
— ahiṃsā — невреждение.
— satya — правда/правдивость (центральный у Парибока).
— asteya — неприсвоение чужого.
— brahmacarya — целомудрие.
— aparigraha — нестяжание.
(Также названо автором как пятёрка той же серии) Пять «самопобуждений» (niyama) — YS II.32
— śauca — чистота.
— santoṣa — удовлетворённость.
— tapas — аскеза/усердие.
— svādhyāya — само-учение/священное чтение.
— īśvara-praṇidhāna — преданность Ишваре.