Лингвистический энциклопедический словарь

Хара́ри

(харэрыння, адэрыння) — один из эфиосемитских языков. Самоназвание gē sinān — ‘язык города’, так как это язык мусуль­ман­ско­го населения г. Харэр с окрестностями, распо­ло­жен­но­го в 350 км к востоку от столицы Эфиопии — Аддис-Абебы. Число говорящих около 35 тыс. чел. Фонологическая система имеет общие для южных эфиосемитских языков черты (переход палатализованных дентальных в аффрикаты, l > e/i в ряде позиций, позиционное выпадение b и m и др.), однако более консервативна (сохраняются ḥ < *ḫ, *ḥ, *h и частично ʻ < *ʕ, *ʼ). В харари, как и в других семитских языках мусульман Эфиопии (звай, селти, отчасти волане, тигре), не сохраняются лабио-велярные. Для морфологии характерны маркирование импер­фек­ти­ва изъявительного наклонения глагола в главном предложении с помощью постпозитивных спрягаемых форм вспомогательного глагола allä < *hlw ‘быть’, ‘иметься’; употребление основы юссива для выражения отрицательного наклонения имперфектива в придаточном предложении (черта, отличающая харари от других эфиосемитских языков); функционирование сложного имперфектива с *hlw в придаточных определительных (черта, общая для юго-восточных эфиосемитских языков, а также тиграй и тигре); нейтрализация оппозиции рода местоимений и глагольных аффиксов во множественном числе (черта, общая для всех южных эфиосемитских языков, кроме южно-периферийных). Харари подвергался сильному влиянию со стороны как кушитских языков — восточносидамских, оромо, сомали, так и семитских языков — амхар­ско­го и араб­ско­го (последнего как языка ислама). Имеется небольшое количество письменных памятников в арабской графике (в основном 18 в.) на «старохарарском» языке.

А. Ю. Милитарёв.