Лингвистический энциклопедический словарь

Фоноло́гия

(от греч. φωνή — звук и λόγος — слово, учение) — раздел языкознания, изучающий структур­ные и функциональные законо­мер­но­сти звукового строя языка. Этим фонология как семиоти­че­ская дисцип­ли­на отлича­ет­ся от собственно фонетики, изучающей речь в её физическом, акустико-артикуля­ци­он­ном аспекте; внутренняя связанность (неавтономность) этих дисцип­лин отражается в назывании фонологии функциональной фонетикой (А. Мартине); иногда термин «фонетика» употреб­ля­ет­ся как родовой, покрывая то, что относится к фонологии. Как и другие термины, обозначающие разделы лингвистики («грамматика», «морфология», «синтаксис»), термин «фоно­ло­гия» одно­вре­мен­но означает и опреде­лён­ный фрагмент (ярус) языковой системы, т. е. приме­ня­ет­ся и к объекту изучения, и к его научной модели.

В целом можно сказать, что фонология изучает различия и тождество звуковых элементов языка, значимое в плане выполне­ния ими трёх функций — дистинктивной, делимитативной и кульминативной. Важнейшая из них — дистинктивная (различительная) функция связана с фонетическим опозна­ва­ни­ем и семасиологическим отождествлением (отличением) значи­мых единиц языка — слов, морфем. В соот­вет­ствии с этим дистинктив­ная функция может расщеп­лять­ся на перцептивную (опознава­тель­ную) и сигнификативную (смысло­раз­ли­чи­тель­ную) функции; в сфере перцептивной функции звуковые элементы связаны отношением контраста, в сфере сигнификативной функции — отношением оппозиции. Первые принад­ле­жат одному инварианту в качестве его вариативной области; вторые принадлежат разным инвариантам. Например, в испанском языке звуки [b] — [β] и [d] — [ð] находятся в отношении контраста, а [b] — [d] и [β] — [ð] — в отношении оппозиции. Делимитативная (разграни­чи­тель­ная) функция связана с сигнализацией границ слов и морфем: звуковые элементы могут использоваться как погранич­ные сигналы — положи­тель­ные (сигнал наличия границы, или стыка) и отрица­тель­ные (сигнал отсутствия границы). Это оказывается возможным благодаря различ­ным ограни­че­ни­ям на встре­ча­е­мость тех или иных звуковых элементов в речевых последо­ва­тель­но­стях. Например, начало слова отмечено фиксированным ударением в чешском языке и кнаклаутом (твёрдым приступом) в немецком языке (примеры положи­тель­ных пограничных сигналов); в исходе слова невозмо­жен любой шумный согласный (кроме s) в древнегреческом языке и долгий гласный в языке ганда, поэтому шумные согласные в древне­гре­че­ском и долгие гласные в ганда служат отрица­тель­ны­ми пограничными сигналами, указы­вая на отсутствие конца слова. Единицы, обозна­ча­ю­щие морфем­ный и словесный стык, называют диэремами (М. В. Панов). Кульми­на­тив­ная функция состо­ит в обеспечении целостности и выделен­но­сти слова; это достига­ет­ся, напри­мер, благодаря ударе­нию или сингармонизму.

Звуковые единицы, изучаемые в фонологии, бывают различных видов в соответствии с уровня­ми анализа. В фонологии различаются 2 уровня — сегментный и суперсегментный (просодический). Сегментный уровень содержит единицы, выделяемые на основе так назы­ва­е­мо­го двойного лингви­сти­че­ско­го членения (сегментации) — с опорой на план содержания [предложение — синтагма (слово­со­че­та­ние) — словоформа — морфа — фонема] и с опорой на план выражения [фраза — фонети­че­ское слово (речевой такт) — слог — звук]. Единицы второго ряда в целом выступают по отношению к едини­цам первого ряда как их реализа­ция в речи, хотя однозначного соответствия между ними нет. Суперсегмент­ный уровень содержит единицы, определяемые относительно сегментных единиц, превышающих минималь­ную, в связи с чем говорят о просодии слога, слова, фразы (см. Акценто­ло­гия).

Основная фонологическая единица сегментного уровня — фонема, образующая минималь­ный и предельный линейный элемент языка (для некоторых языков Юго-Восточ­ной Азии функцио­наль­но минимальной считается более крупная единица — силлабема, соответ­ству­ю­щая в фонети­че­ском отношении слогу «фонемных» языков); подраздел фонологии, занима­ю­щий­ся теорией и описанием фонем, иногда называют фонемикой (этот термин порой неправомерно распро­стра­ня­ет­ся на всю фонологию). Фонемная сегментация речевых после­до­ва­тель­но­стей — это процеду­ра превращения звукового континуума в последовательность дискретных единиц, носящая условный характер, так как фонемы обычно не совпадают с теми физическими сегмен­та­ми, которые трактуются как их реализа­ции. Подобно другим единицам языка, фонемы имеют два способа существования — в системе и в тексте, в связи с чем различаются фоно­ло­ги­че­ская парадигматика и фоно­ло­ги­че­ская синтагматика (см. Система языковая). Центральное понятие фоно­ло­ги­че­ской парадигма­ти­ки — оппозиция фонем, фоно­ло­ги­че­ской синтагматики — позиция фонемы в составе семиологических и фонаци­он­ных единиц: первые (морфемы) являют­ся контекстом семиотического функционирования фонем, вторые (фонетическое слово, слог) — контекстом их физической реализа­ции. Позиция в целом определяется как условие реализа­ции фонем в плане сохранения ими своей тожде­ствен­но­сти (отличимости). Суще­ству­ют 2 типа пози­ций — конститутивные (определяющие реали­за­цию фонем в зависимости от их места в структуре более крупной единицы, например в ударном или безударном слоге слова) и комбина­тор­ные (определяющие реализа­цию фонем в зависи­мо­сти от их непосред­ствен­но­го фонети­че­ско­го окружения, например гласные после твёрдых и мягких согласных в русском языке). С функцио­наль­ной точки зрения различаются сильные и слабые позиции, в зависи­мо­сти от того, способ­ству­ют ли они или затрудняют выполнение фонемой сигнификативной и перцептивной функции (см. Московская фоно­ло­ги­че­ская школа).

При фонологическом описании языка синтагматическая идентификация фонем предшест­ву­ет их парадигма­ти­че­ско­му упорядочению. Фонемная идентификация осуще­ствля­ет­ся на основе позици­он­но­го анализа звуков, приводящего к группировке их в альтернационные ряды (ряды взаимоисключающих в одной и той же позиции звуков), каждый из которых представляет отдельную фонему (см. Чередование), и субституционные ряды (ряды взаимозаменяемых в одной и той же позиции звуков), представляющие разные фонемы. Например, в формах [дом] — [дама́] и [том] — [тама́] звуки д — т входят в субституционный ряд, реали­зуя фонемы [т] — [д], маркирующие различие слов, а звуки о — а первого слога входят в альтернационный ряд, образуя позиционные разновидности фонемы [о]. Важное место в синтагматической фонологии занимает фонотактика — выявление законо­мер­но­стей соче­та­ния фонем; эта задача неред­ко решается с привлечением аппарата статисти­че­ско­го анализа.

Фонологическая парадигматика строится как система фонемных оппозиций, среди которых выделя­ют­ся 2 основных типа — дизъюнкции (противо­по­став­ле­ния по несколь­ким основа­ни­ям) и корреля­ции (противо­по­став­ле­ния по одному основанию). Например, в англ. sin ‘грех’ — win ‘выиграть’ оппозиция [s] : [w] дизъюнктивна, а в tale ‘рассказ’ — dale ‘долина’ оппозиция [t] : [d] коррелятивна. Корреляции образуют ядро фоно­ло­ги­че­ской системы, они обычно пропорцио­наль­ны, т. е. охватывают целые серии фонем (например, корреляция по глухо­сти — звонкости), и во многих языках подвержены нейтрализации, т. е. синтагма­ти­че­ско­му снятию противо­по­став­лен­но­сти. Оппози­ции могут оцениваться с точки зрения их функцио­наль­ной нагрузки, мерой которой является как число минимальных пар, т. е. число слов (морфем), различаемых только данной парой фонем, образующих оппозицию, так и число мест (позиций), занимаемых членами оппози­ции в синтагма­ти­че­ской цепи.

Анализ оппозиций осуществляется с помощью набора преимущественно бинарных различи­тель­ных признаков (РП), физическим субстратом которых являются артикуляционные и/или акусти­че­ские свойства звуков (напри­мер, огублённость — неогублён­ность, резкость — нерезкость и т. п.). По своему проявлению РП делятся на ингерентные (ограни­чен­ные фонемой) и просоди­че­ские (прояв­ля­ю­щи­е­ся в сегментах, превышающих фонему). Это деление условно, так как один и тот же признак может в одном языке быть ингерентным, в другом языке — просодическим (суперфонемным). Например, долгота — ингерентный РП гласных в немецком языке и просоди­че­ский (слоговой) — в балтийских языках. В практике лондонской школы многие РП, обычно тракту­е­мые как ингерентные (аспирация, назализация, глоттализация и др.), получа­ют супрафонемную трактовку как просодии.

Существует также функциональная классификация РП на дифференциальные (обеспе­чи­ва­ю­щие противо­по­став­лен­ность данной фонемы хотя бы одной другой) и интегральные (не создаю­щие фонем­ной оппозиции). Один и тот же признак может быть дифференциальным для одних фонем и интеграль­ным для других; например, глухость в русском языке дифферен­ци­аль­на для [к] (есть оппозиция с [г]) и интегральна для [х]. Иногда в аналогичном значении употреб­ля­ют­ся понятия релевантных (суще­ствен­ных) — нерелевантных (несуще­ствен­ных) признаков, однако это не вполне корректно, так как интеграль­ные РП не менее существенны для описания фоно­ло­ги­че­ской системы, чем дифферен­ци­аль­ные (это особенно ясно проявляется, например, при описании фоно­ло­ги­че­ской интерференции). В другом аспекте можно говорить о необходимых и избыточ­ных РП: первые, в отличие от вторых, не предсказываются автоматически по другим признакам. Например, в русском вокализме признак огублён­но­сти однозначно предсказывает признак заднерядности (парадигма­ти­че­ская избыточность); такие отношения признаковой детерминации наблюдаются по языкам и для синтагматики (фонотакти­ки). В операцио­наль­ном плане различают первичные РП (имеющие реальный физический субстрат) и покрывающие РП (обобщенные признаки, охватывающие несколько первич­ных). Напри­мер, в концеп­ции Дж. Фоли фигурирует покрывающий РП силы, охватывающий первичные РП места и способа образо­ва­ния согласных; с помощью таких РП достигается более чёткая и простая формули­ров­ка правил, описы­ва­ю­щих фонетические процессы в синхронии и диахронии. Природа и структура РП, возмож­но­сти их иерархического упорядочения в типологическом плане — одна из главных дискусси­он­ных тем в фонологии 70—80‑х гг. 20 в.

Принципы сегментной фонологии в целом применимы и к суперсегментному уровню, для кото­ро­го нет, однако, столь же общепризнанной единицы, как фонема. Иногда пользуются общим понятием «просодема», предлагались более конкретные единицы — интонема (для интона­ции), тонема (для тона), стронема (для ударения), хронема (для долготы), но в употреб­ле­нии остались лишь два первых термина. Трудности выделения суперсегментных единиц обусловлены тем, что материально они часто эквивалентны одному признаку (напри­мер, долгота, высота тона), тогда как фонема — всегда комплекс признаков. Закономерности суперсегментного уровня изучены по языкам меньше, чем сегментного.

Спорным в фонологии является понимание её статуса среди других разделов лингвистики. Для одних школ и направлений фонология автономна (лондонская школа, ленинградская фоно­ло­ги­че­ская школа, американская дескриптивная лингвистика), для других — в той или иной степени подчинена грамматике (московская фоно­ло­ги­че­ская школа, генеративная лингви­сти­ка); признание автоном­но­сти фонологии ведёт к выделению особого раздела — морфонологии со своей единицей — морфонемой. По-видимому, степень автоном­но­сти фоно­ло­гии может ставить­ся в зависимость от типа языка: для флективных языков связанность фонологии с грамматикой более органична, чем, например, для изолирующих.

Фонология зародилась в России в 70—80‑х гг. 19 в., создатель фонологии — И. А. Бодуэн де Куртенэ (см. Казанская лингви­сти­че­ская школа); в формировании общей теории фонологии велика роль Л. В. Щербы, Н. Ф. Яковлева, Н. С. Трубецкого, Р. О. Якобсона. Как само­сто­я­тель­ная дисциплина оконча­тель­но оформилась в 30‑х гг. 20 в. в Европе (пражская лингви­сти­че­ская школа, лондонская школа Д. Джоунза) и в США (как раздел дескриптивной лингвистики). В СССР сложились две школы — ленинградская (Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, Л. В. Бондарко и другие) и московская (Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, Панов и другие), основное различие между которыми состоит в том, что для первой в центре внимания находится различение звуковых оболочек значимых единиц языка, а для второй — тождество этих единиц. Поэтому идентификация фонем в ленин­град­ской школе опирается на фонетическую само­тож­де­ствен­ность, а в московской — на семиоти­че­скую само­тож­де­ствен­ность фонем как компонентов морфем. К 30‑м гг. 20 в. относится и зарождение диахронической фоно­ло­гии как результата переноса фоно­ло­ги­че­ских принципов в историческую фонетику на базе системного подхода к языку. Для развития диахронической фонологии первостепенную роль сыграли работы Е. Д. Поливанова и Якобсона, позже значительный вклад внёс А. Мартине. В СССР теория диахронической фонологии развивается в трудах М. И. Стеблина-Каменского, В. Я. Плоткина, Г. С. Клычкова, М. В. Раевского, а на основе концепции московской фоно­ло­ги­че­ской школы — В. К. Журавлёвым, О. С. Широковым, Л. Л. Касаткиным. За рубежом в диахрони­че­скую фоно­ло­гию широко проникли идеи генеративной фонологии, которая в США возникла как попыт­ка преодоления структура­лист­ско­го схематизма и статичности дескриптивной лингви­сти­ки. В центре внимания генеративной фонологии — правила преобразования исходных символов морфем в фонети­че­скую запись; основная единица, на которой базируются правила, — РП. Генера­тив­ная фоно­ло­гия в её каноничном виде создана Н. Хомским и М. Халле (1968), но сразу же появились ответвления и контртеории, подвер­га­ю­щие пересмотру основы генеративизма в фонологии, в резуль­та­те чего в 70‑х гг. 20 в. сложилась так называемая естественная фонология, также представ­лен­ная различ­ны­ми течениями. Её основной принцип — ориен­та­ция на реального, а не идеаль­но­го говоря­ще­го, а отсюда — разработка правил, лишённых абстрактных допущений (так называ­е­мых глубинных единиц) и опери­ру­ю­щих наблюдаемыми элементами. Генеративная и есте­ствен­ная фонология нашли сторонников и в Европе, но в целом здесь господствуют разновидности фонологии, близкие к пражской.

В. А. Виноградов.