Лингвистический энциклопедический словарь

Зву́ки ре́чи —

минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляцион­ной дея­тель­но­сти человека и характе­ри­зу­ю­щи­е­ся опреде­лён­ны­ми акустическими и перцептив­ны­ми (связан­ны­ми с восприятием речи) свойствами. З. р. относятся к сегментным средствам, посколь­ку соотносятся с минимальными линейными едини­цами языка — фонемами. Супра­сег­мент­ные звуковые средства, например тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей протяжён­но­сти — такими, как слог, слово, синтагма.

Способность к членораздельной речи возникает параллельно со способностью к таким мысли­тель­ным процессам, которые отличают человека от животных, пользующихся звуковой сигна­ли­за­ци­ей в целях коммуникации. При описании З. р. учиты­ва­ют­ся их артикуляционные, акустические и перцеп­тив­ные характе­ри­сти­ки (см. Артикуляция, Акустика, Восприятие речи).

Артикуляционно все З. р. делятся на 2 класса — гласные и согласные, различия между кото­ры­ми связаны как с ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании (обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и с наиболее типичными артику­ля­тор­ны­ми движе­ни­я­ми (смыкательные движения при артикуляции согласных, размыка­тель­ные — при артику­ля­ции гласных), а также со специфическими для каждого класса З. р. общими свойствами (локализованное мускульное напряжение при арти­ку­ля­ции согласных, разлитое — при арти­ку­ля­ции гласных). Наиболее суще­ствен­ны различия между гласными и согласными в их роли при образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.

Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз или состояний речевого тракта — экскурсии, выдержки и рекурсии, где экскурсия — переход арти­ку­ли­ру­ю­щих органов в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержка — нахождение органов в данном положении, а рекурсия — переход к арти­ку­ля­ции следующего звука или переход к нейтральному положению. Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшест­ву­ю­ще­го, а рекур­сия — экскурсией следу­ю­ще­го за ним. Гласные чаще характеризуются отсутствием фазы выдержки (особенно в безударных слогах), тогда как для согласных отсутствие выдержки — признак артикуляционной «небрежности» речи (например, произнесение щелевой, а не смычной аффрикаты в словах «часто», «лицо» и т. д.).

Артикуляция З. р. может быть охарактеризована как специфическая работа органов речи, созда­ю­щая опреде­лён­ный акустический эффект. Кроме того, артикуляция каждого З. р. зависит от состава минимальной произносительной единицы — слога, в пределах которого этот звук произносится. Так, согласный [s] в слогах [su], [stu] и т. д. будет произноситься с обязательным участием губ (их округле­ни­ем и выпячиванием), а в слогах [sa], [sta] и т. д. — без этого участия. Огублённость [s] — результат активной подготовки артикулирующих органов к произнесению гласного. Возможно и влияние артику­ля­ци­он­ных свойств предшествующего звука: например, в слове «тут» конечный согласный [t] значи­тель­но озвончается на участке, примыкающем к гласному, что объясняется инертностью голосовых связок, которые «не успевают» полностью выключиться после окончания артикуляции гласного.

С акустической точки зрения З. р. представляют особый класс звуков. При их образовании в каче­стве источников высту­па­ют: а) голос; б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Возможны различ­ные комбинации источников: при произнесении гласных участвует только голосовой, при произнесении глухих взрывных — только импульсный, при произнесении звонких щелевых — голосовой и турбулент­ный и т. д. Звук источника видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортан­ных полостей, конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого нёба и т. д.

Восприятие З. р. — сложная функция слуховой системы, осуществляющей и обнаружение З. р. (выделе­ние их на фоне неречевых звуков), и их опознание. Известно, что опознание гласных и соглас­ных связано с выделением полезных признаков и что такими признаками могут быть разные свойства звуков: так, например, полезным признаком, по которому различаются согласные [p], [t], [k], может быть характер движения формант на переходном участке спектра следующего гласного, полез­ным признаком сонанта [l] — лишь его меньшая интенсивность по сравнению с соседним гласным.

Сама выделимость звука речи как элемента речевой цепи базируется не столько на его артику­ля­тор­ных, акустических или перцептивных характеристиках, сколько на той фонологической органи­за­ции, которая свой­ствен­на языку (см. Сегментация).

Л. В. Бондарко.