Лингвистический энциклопедический словарь

Психолингви́стика —

наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотне­сён­но­сти с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психо­физио­ло­ги­че­ской речевой организации человека, психо­лингви­сти­ка проверяет их путём психо­ло­ги­че­ских экспери­мен­тов; таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингви­сти­ке, по методам психо­лингви­сти­ка ближе к психо­ло­гии. В психо­лингви­сти­ке применяются такие экспериментальные методы, как ассоци­а­тив­ный эксперимент, метод «семантического дифферен­ци­ала» и др. Психо­лингви­сти­ка возник­ла в связи с необхо­ди­мо­стью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения кото­рых чисто лингви­сти­че­ский подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно — иностранному языку; речевое воспитание дошколь­ни­ков и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психо­ло­гия; судебная психо­ло­гия и кримина­ли­сти­ка, например опознание людей по особен­но­стям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т. п.; информатика).

Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллектив­ной работы под этим названием (под ред. Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к пробле­ма­ти­ке психо­лингви­сти­ки, развивал в СССР ещё в начале 30‑х гг. психолог Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейро­лингви­сти­ки, близкой к психо­лингви­сти­ке по предмету и зада­чам, но ориенти­ро­ван­ной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психо­лингви­сти­кой идеи развивали также психолог Н. И. Жинкин и позже — лингвист С. Д. Кацнельсон. Развитие собственно психо­лингви­сти­ки в СССР началось с середины 60‑х гг., прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа ведётся также в Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2—3 года проводятся всесоюзные симпозиумы по психо­лингви­сти­ке. Советская психо­лингви­сти­ка опирается на материалистическую психо­ло­гию школы Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингви­сти­че­ское наследие Л. В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая психо­лингви­сти­ку как одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым психо­ло­ги­че­ской теории деятельности, московская психо­лингви­сти­че­ская школа долгое время называла психо­лингви­сти­ку «теорией речевой деятельности», употребляя парал­лель­но и термин «психо­лингви­сти­ка».

Основные направления исследования в советской психо­лингви­сти­ке 60—70‑х гг., кроме разра­бот­ки общих теоретических моделей порождения (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова) и другие] и восприя­тия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероят­ност­ной структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербаль­ных ассоциаций (А. П. Клименко, А. А. Залевская и другие; создано несколько словарей ассоци­а­тив­ных норм для различных языков), факторов распозна­ва­ния речи (ленинградская группа психо­лингви­стов под руководством Л. Р. Зиндера), развития детской речи (А. М. Шахнарович и другие), психо­лингви­сти­ка текста (Т. М. Дридзе) и т. п.

Зарубежная психолингвистика первоначально (50‑е гг.) ориентировалась в психо­ло­ги­че­ском отноше­нии на необихевиористическую психо­ло­гию (Осгуд), а в лингви­сти­че­ском — на американскую дескрип­тив­ную лингви­сти­ку. В дальнейшем (до начала 70‑х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского (см. Генеративная лингви­сти­ка), развивая и его психо­ло­ги­че­ские идеи. Наиболь­ший вклад в развитие американской психо­лингви­сти­ки в этот период внёс Дж. А. Миллер, занимав­ший­ся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского; извест­ны также работы Д. Слобина, Дж. Фодора, Х. Кларка и других. 70‑е гг. характе­ри­зу­ют­ся отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлече­ни­ем в разработку теоретических основ психо­лингви­сти­ки ряда ведущих психо­ло­гов западно­евро­пей­ских стран; этот этап привёл к пересмотру основ психо­лингви­сти­ки и проникновению в нее идей «классической» европейской общей психо­ло­гии и прогрес­сив­ных тенденций современной социальной психо­ло­гии. В большей степени стали учиты­вать­ся собственно психо­ло­ги­че­ские и социальные факторы речевой деятельности (работы Р. Румметвейта в Норвегии, Дж. Уэрча в США, Ж. Мёлера и Ж. Нуазе во Франции и других). Из социа­ли­сти­че­ских стран Европы психо­лингви­сти­ка особенно развита в Румынии (Т. Слама-Казаку), Чехо­сло­ва­кии (Я. Пруха), ГДР (В. Хартунг).

Развившись на основе различных направлений психо­ло­ги­сти­че­ско­го языкознания, психо­лингви­сти­ка усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динами­че­скую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы психо­лингви­сти­ка рассматривает гораздо большее число взаимо­свя­зан­ных факторов развития и функцио­ни­ро­ва­ния языка, чем «классическое» общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним. Для материа­ли­сти­че­ских направлений психо­лингви­сти­ки, например в СССР, характерен более глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой деятельности, определяемый понима­ни­ем общения и других социальных и социально-психо­ло­ги­че­ских процессов в марксист­ско-ленинской науке.

А. А. Леонтьев.