Примерный план курса по упанишадам:
ВВЕДЕНИЕ:
1. Философия ведийского периода как развитие идеи Бога (по М. Мюллеру)
2. Высшее в Ригведе: 10.90 (Пуруша) и 10.129 (Насадия / Космогония)
3. Деление Веды на Мантру и Брахману. Предписания и описания как составляющие Брахманы.
4. Классификация и структура деяний (карма) и виды предписаний.
5. Праманы пурва-мимансы и веданты. Веда как авторитетное слово.
6. Предметы Веды. Предложения Брахманы относительно других праман.
7. Посыл (татпарья). Словоупотребление (вритти): прямое, косвенное (метафора и три вида метонимии).
8. Полемика пурва-мимансы и веданты относительно назначения экзистенциальных предложений Веды. Карма-канда и джняна-канда. Место упанишад в ведийском корпусе согласно адвайте.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
9. Структура корпуса упанишад и его каноны. Неосновные упанишады.
10. Космогонии упанишад.
11. Смерть и посмертное бытие. Путь предков и путь богов.
12. Брахман как «не то и не это». Брахман как то, что выше слова Веды.
13. Утверждающе-отрицающий и исключающий способы высказаться о Брахмане. Адвайтистский анализ «сат-чит-ананда».
14. Атман как познающий и путь его познания. «Атман» в широком и узком смысле. Три атмана по Чхандогье и пять атманов по Таиттирии.
15. Адвайтистский анализ «тат твам аси» и непосредственное постижение Брахмана. Альтернативный взгляд на «тат твам аси» с точки зрения современной лингвистики.
16. Вайшнавский взгляд на упанишады: «Ведартха-санграха» Рамануджи.
Занятия ведет Иван Толчельников в Zoom-e.
Запись на занятия через куратора Общества.