Лингвистический энциклопедический словарь

Натуралисти́ческое направле́ние

в языкознании — направление, возникшее в рамках сравнительно-исторического языко­зна­ния 1‑й половины 19 в. и распространявшее принципы и методы естественных наук на изучение языка и речевой деятельности.

Представители этого направления рассматривали язык как естественное (природное) явление, исходя из того, что он существует материально — в звуках, знаках, используемых для передачи языка и воспринимаемых органами слуха или зрения, существует реально — его развитие не зависит от воли говорящего и происходит эволюционно, как рост кристалла, растения или животного. Соответственно языкознание относилось к естественным наукам и противо­по­став­ля­лось филологии, которая, изучая памятники культуры, сознательно созданные людьми, занимается исследованием текста. На основе лексического, синтаксического и стилистического анализа филолог определяет практическую и эстетическую ценность памятников письменности; языковед изучает фонетическое и морфо­ло­ги­че­ское строение языка и законы его развития; методы исследования языко­ве­да — наблюдение, сравне­ние, систематика и праязыковое моделирование (см. Праязык).

Основателем направления был А. Шлейхер, изложивший свои взгляды на язык в работах «Языки Европы в систематическом освещении» (1850), «О морфологии языка» (1859), «Теория Дарвина и наука о языке» (1863, рус. пер. 1864), «Значение языка для естественной истории человека» (1865, рус. пер. 1868) и других. Идеи Н. н. развивали также М. К. Рапп («Физиология языка», 1836—41; «Сравни­тель­ная грамматика как естествоведческая наука», ч. 1—3, 1852—59), М. Мюллер, который трактовал положения Н. н. в наиболее упрощённой форме, утверждая, в частности, что мозг выделяет мысль, подобно тому как печень выделяет жёлчь, А. А. Овелак («Лингвистика», 1876, рус. пер. 1881).

Формулируя общие законы развития языка как естественного организма, Шлейхер опирался на объективно-идеалистическую философию истории Г. В. Ф. Гегеля, а также на эволюционную теорию Ч. Р. Дарвина, однако Шлейхер, как и другие представители Н. н., подчёркивал, что язык — исключи­тель­ное свойство, привилегия человека, т. к. у животных нет языка, а есть лишь «ужимки». Изменения языка различны в трёх эпохах его суще­ство­ва­ния — «первоначальном создании, развитии, жизни».

Поскольку материальной основой языка являются мозг, органы речи и чувств, постольку, по мнению Шлейхера, создание языка есть очеловечивание природы, т. е. формирование матери­аль­но­го субстрата мышления и механизма говорения. Выработке рефлексов речевой деятельности способ­ству­ют звукоподражания и непроизвольные выкрики, однако это ещё не язык, действительное назначение которого — быть органом (аппаратом) мысли, мышлением в звуковой материи. Воплощение идеи в звук и есть развитие языка как собственно человеческого свойства; в доисторическую эпоху дух нашёл своё воплощение в членораздельных звуках и образовал множество праязыковых форм. Язык как форма (организм) возникает только тогда, когда понятия и представления, материализуясь в звуках (корнях), становятся значениями, а их отношения выражаются суффиксами или флексиями. Так возникают корневые, агглютинативные и флективные классы языковых организмов. «Если в первом классе, — писал Шлейхер в 1850, — мы встречали недиффе­рен­ци­ро­ван­ное тождество значения и отноше­ния, чистое бытие значения в себе, если во втором классе дифференцируются звуки, обозначающие значение и отношение, отношение выступает в обособленном звуковом бытии для себя, то в третьем классе это различие включается в единство, но в единство, бесконечно более высокое, потому что выросло из различия, имеет его своей предпосылкой и включает его в себя как снятый момент». Таким образом, три различных класса праформ рассматривались не только с точки зрения морфологической классификации, но и с точки зрения их развития и совершенности. Утверждалось, что в историческую эпоху происходил распад праформ под воздействием фонетических процессов и аналогии; историческая эпоха породила дифференциацию языковых областей, привела к образованию родственных языков и диалектов. Деление праязыков на семейства, ветви и подвиды Шлейхер представ­лял в виде родословного древа (на примере индоевропейских языков).

Значение научных идей и трудов Шлейхера велико: он способствовал выработке в историческом языкознании принципа системности и метода реконструкции праязыка; морфологическая и генеа­ло­ги­че­ская классификации прочно вошли в общую теорию языка; рассмотрение создания языка как очеловечивания природы стало компонентом учения о происхождении языка и мышления. Однако такие положения теории Н. н., как объяснение причин эволюции языка только биологическими факто­ра­ми, характе­ри­сти­ка индоевропейских языков как самых совершенных, отрыв развития и истории языка от функционирования и истории общества, подверглись критике уже с момента их выдвижения.

Наряду с исследованием общих законов развития языка, представители Н. н. изучали речевую деятельность как физиологическую и психофизиологическую [артикуляционная (физио­ло­ги­че­ская) фонетика, психофизиология речевого акта и речевого поведения]. Достижения физио­ло­ги­че­ских школ Н. н. исполь­зо­ва­лись младограмматиками (см. Младограмматизм) и дескриптивистами (см. Дескрип­тив­ная лингвистика), в психолингвистике, нейролингвистике, в методике обучения иностранным языкам. Признавая важность подобного описания автоматизма речевых навыков, советские языковеды и психологи подчёркивают при этом общественную природу речевой деятель­но­сти, ведущую роль сознания в деятельности человека.

В. И. Кодухов.