Философские тексты Махабхараты (XII книга «Умиротворение»)

Совет А.В. Парибка: перевод Мокшадхармы Смирновым, где в оглавлении желтым маркером мною помечены главы, могущие представлять интерес. Остальное заведомо пропускать.
Убедительно прошу не тратить свое время на остальное! И 2 перевода Гиты — Семенцова и Смирнова. Для сравнения. Обратить внимание на XIV главу, где про три гуны.

Скачать файл Smirnov_B_L_Mokshadkharma_dlya_kursa_po_yoge.doc

Махабхарата [Текст]. — Ашхабад : Изд-во Акад. наук Туркм. ССР, 1955-1972. — 7 т.; 23 см.
[Т.] 5: Мокшадхарма. Кн. 15, гл. 175-367. Школи 6457-13943. Ч. 1 (гл. 174-335) : (Основа освобождения) / Пер., предисл., примеч. и толковый словарь акад. Б. Л. Смирнова. — 1961. — 749 с., 2 л. ил.

Махабхарата [Текст]. — Ашхабад : Изд-во Акад. наук Туркм. ССР, 1955-1972. — 7 т.; 23 см.
[Т.] 5: Мокшадхарма. Ч. 2. (Гл. 336-367), примеч., толковый словарь-указатель, конспект-оглавление / Пер., предисл., примеч. и толковый словарь акад. Б. Л. Смирнова. — 1961. — 391 с., 2 л. ил.

БЕСЕДА БХРИГУ И БХАРАДВАДЖИ
(Космология, психология и социология Санкхьи)

182. О происхождении мира. Своеобразный порядок таттв, отличающийся от обычной концепции Санкхьи. Разумный первотворец. Миф о Браме и лотосе.
185. О пранах тела и йогических упражнениях для управления ими.
194. Учение о внутреннем «я», его отношение к органам тела и гунам. Определение трёх гун. Атман и Пракрити. О Познающем Поле. Довод — «Мошка и смоковница», «Водяная птица и вода». О созерцании Атмана отшельниками. Нет признаков Атмана, он непознаваем.
195. Учение о внутреннем «я». Техника и тематика четырёх йогических размышлений.
196. Полемика против ведической практики шёпотной молитвы, шептунам недоступен Высший Путь, доступный последователям Санкхьи и Йоги. Об йогических упражнениях (вариант гл. 195).
197. Шептуны занимаются бесплодным делом и попадают в различные кромешные бездны.

ПОВЕСТЬ О ШЕПТУНЕ
(Полемическая ортодоксальная вставка)

199. Повесть о брамине-шептуне, достигшем великого плода тысячелетним шептанием мантр.
200. Спор шептуна брамина с князем Икшваку о том, кому принадлежит плод шептанья. Оба — брамин и князь достигают Брахмо. Описание техники махасамадхи, вызывающей кровоизлияние в мозг.

БЕСЕДА МАНУ И БРИХАСПАТИ
(Йогический текст, близкий Анугите)

204. О путях познания Атмана путём отрешения от привязанностей к проявленному. Строение психического организма (индрии, манас и пр.).

ВОПРОСЫ ШУКИ
(Большой текст Санкхьи и Йоги)

236. Поток жизни переплывают на корабле мудрости упражнением в самообладании. Йогическая техника. О приведении манаса в спокойное состояние. О фиксации внимания на некоторых точках тела (на переносице и пр.). О признаках успеха в упражнениях; созерцание собственного образа в огне, ветре. О происхождении плотных сутей (махабхута). О двух атманах: Пуруше и Пракрити (Познающий Поле и Поле). Саттва и Познающий Поле различны. О развитии бесстрастия (параллелизм с Гитой). О необходимости превзойти йогические силы (вибхути) для Освобождения (параллелизм с Патанджали).
239. О постижении Брахмо. Необходимость подсобных моментов (тапас, самообуздание и пр.). Состав тела и боги, покровители органов. Особое положение саттвы, так как гуны — пустой звук. Саттва исходит от теджаса. Шестнадцать таттв в теле и семнадцатый — Атман. Два состояния Атмана: преходящее и непреходящее. (Особая терминология текста).
240. Техника и цель йогических упражнений. Упражнение в сосредоточенности три раза в сутки. О необходимости преодолеть ряд вегетативных рефлексов: головокружение, накатывание и пр. Цель сосредоточия — познание Атмана. (Последняя шлока главы носит характер концовки).
246. Разъяснение о Познающем Поле. Градация сутей (бхутов). Бессмертие есть «конечный столб». О достижении бессмертия без бога, силой внутреннего созерцания (параллелизм с Йога-сутрами). Тайна всех Вед — Атман, учение о котором предназначено для немногих.
247. Космология и психология. Связь бхутов, индрий, предметов. Характеристика гун.
248. Сенсуализм. Манас производит существование внешнего мира. Манас есть видоизменённая буддхи, которая распределяется в индриях. Индрии экстравертированны, а потому несовершенны и не могут видеть Атмана, который является тогда, когда укрощены индрии. Атман — творец гун. Отношение Атмана и Пракрити. Классические аналогии: рыба — вода, мошка — лист. (Ранний вариант Санкхьи).
249. Действуют гуны природы. Освобождение есть интраверсия в Атмана. Освобождённый не привязан к внешнему.
251. Сущность Освобождения — рассечение уз Камы, других уз нет. Тайна Вед — Правда; Правды — самообуздание; самообуздания — отдача; отдачи — тапас; тапаса — отрешённость; отрешённости — счастье; счастья — умиротворённость.

БЕСЕДА КОРОВЫ И КАПИЛЫ
(Критика Вед и ведических обрядов)

270. Разворачивается философская дискуссия. Капила утверждает, что жрецы не понимают Веду. Сущность Освобождения не в ритуализме, а в самообладании и отрешённости. В результате сложного диалога Сьюмарашми признаёт себя побеждённым и просит Капилу научить его правильному пониманию Писания и сущности Освобождения.
271. Капила описывает поведение древних мудрецов, Веды охватываются одним словом «Отрешённость», второе слово «Удовлетворённость» ведёт к третьему — «Освобождение».

ВЫПАД ПРОТИВ БРАМИНОВ
(Фольклор)

275. Описание йогического поведения. Основа Освобождения — аскетическая обособленность. Брахмо определяется как отрицательная нирвана, а не как единение с Атманом.

БЕСЕДА НАРАДЫ И АСИТЫ

(Своеобразный вариант системы Санкхьи)
276. Система таттв, отличающаяся от общепринятой системы таттв.

ТЕКСТЫ САНКХЬИ И ЙОГИ
(С крупными ортодоксальными вставками)

287. Об отрешении от пяти сутей. Изложение космо-психологической системы Санкхьи. Желающий Освобождения должен отрешиться от плотных и тонких сутей. Средство Освобождения — постижение Познавшего Поле Путём Знания.
288. Беседа Саманги и Нарады. Единственный способ избавиться от страха и страдания — самообладание и отрешённость.

ТЕКСТ РАННЕЙ ТЕИСТИЧЕСКОЙ (ВИШНУИТСКОЙ) САНКХЬИ

302. Цель Йоги — слияние с Нараяной, но в работе над собой йогин опирается на свою силу, а не на помощь Нараяны, поэтому слабый, взявшийся за йогу, подлежит осуждению. Смысл Йоги — полная интраверсия в самадхи. Средство — размышление (пренебрежение психофизическими приёмами; нет упоминания даже о пранаяме). Существует много йогических традиций.
303. Учение об Освобождении. Соединение двух разнородных текстов: буддийского и вишнуитского. Пессимистическая картина мира, как океана страдания, из которого нужно выбраться, причём вопрос о сохранении сознания после Освобождения остаётся открытым. Текст обрывается и заканчивается вишнуитской концепцией Йоги и Санкхьи, владыка которых — Вишну-Нараяна.

БЕСЕДА ВАСИШТХИ И КАРАЛАДЖАНАКИ

304. Теистическая Санкхья с системой двадцати пяти таттв; двадцать пятая таттва — Вишну.
305. Деятельность человека направлена на него самого, всё, что он ни делает, он делает для себя. Связь Пуруши и Пракрити воображаема. Пуруша свободен и не подвержен греху.
306. Продолжение рассуждений, начатых в предыдущей главе.
308. Полное изложение Йоги и Санкхьи. О Дхарме и её выполнении. Своеобразная концепция Санкхьи: 8 основ (Махан, аханкара, буддхи, 5 плотных сутей) и 16 изменений (10 индрий, манас, 5 особых качеств). Двадцать пятая таттва — Пуруша воздействует на Пракрити (действительная, а не мнимая связь).
309. Иная концепция двадцать пятой таттвы. По существу это не таттва, а запредельное двадцати четырём настоящим таттвам, их соотношение не действительное, но лишь кажущееся. Когда двадцать пятый (Пуруша) осознаёт мнимость этой связи, он освобождается. Суть Санкхьи и Йоги одна — учение об Освобождении.
310. О соотношении таттв. Двадцать шестая таттва — Брахмо; Пуруша — двадцать пятая таттва, а остальные двадцать четыре таттвы — Пракрити. Три состояния сознания: у пробуждённого, у пробуждающегося и у непробуждённого. Традиция Санкхьи: Хираньягарбха (Капила) — Васиштха — Нарада — Бхишма (Кришна-Двайпаяна не включён).

БЕСЕДА ЯДЖНАВАЛКЬИ И ДЖАНАКИ

312. Производящие и произведённые таттвы. Учение об особых свойствах объекта в противопоставление манасу — вишеша (специфический раздражитель).
314. Процесс сворачивания (нивритти), порядок растворения таттв.
316. Проявление Пуруши в гунах. Безначальность Пуруши и Пракрити. Пракрити бессознательна, её деятельность направляется Пурушей. Вариант учения о богах органов и о посмертных состояниях.
317. Учение о различии Пуруши и Пракрити. Классические аналогии: трава (тростник) и стебель; мошка и лист; рыба и вода; огонь и жаровня; лотос и вода. Различие между Пурушей и Пракрити — высшее достижение Санкхьи.
318. Цель и техника Йоги. Дхарана, пранаяма, дхьяна.
320. Вариант учения о соотношении Пуруши и Пракрити. Учение о 26 таттвах. Смысл Йоги — полная интраверсия с обособлением ото всего внешнего (кайвалья) и с погружением в Брахмо. Конец текста — атеистическая джнана (позднейшая вставка?). Отрицание ведических ритуалов.