Лингвистический энциклопедический словарь

Силлаби́ческое письмо́

(от греч. συλλαβή — слог) — письмо, знаки которого передают отдельные после­до­ва­тель­но­сти звуков языка, чаще всего слоги. Попытки слогового написания собственных имён и грамматических форман­тов восходят к словесно-слоговым системам письма. В ходе развития этих систем слоговые знаки начинают употребляться для записи слов как фонетическое дополнение к знаку-логограмме. Только слоговые знаки (за исключением нескольких детерми­на­ти­вов и логограмм) применя­лись в некоторых клино­пис­ных письменностях Двуречья (эламская, хуррит­ская, урартская, древне­пер­сид­ская клино­пись). Из критской иероглифики к С. п. (с той же оговоркой) относятся линейное письмо А и Б, кипро-минойское и кипрское слоговое письмо, возможно, письменность диска из Феста. По мнению И. Дж. Гелба, слоговые знаки, употреб­ляв­ши­е­ся в древнеегипетской иероглифике, послу­жи­ли источ­ни­ком западно­се­мит­ских силлабариев, знаки которых передавали сочетание «согласный + любой гласный» (протосинайское, протопалестинское, финикийское письмо).

Более позднее происхождение имеют эфиопский силлабарий и слоговые системы письма Индо­ста­на (см. Индийское письмо), Центральной и Юго-Восточной Азии, которые можно рассма­т­ри­вать как «полуалфавитные» (основной знак передаёт либо гласный, либо сочета­ние согласного со звуком «a»). Многие оригинальные системы письма 19—20 вв. перво­на­чаль­но или в ходе развития были силла­би­че­ски­ми (письмо индейцев чероки, письмена ваи, баса, тома, менде, бамум в Западной Африке, система Полларда для языков юго-западного Китая, письмена эскимосов Аляски, письмо волеаи Каролинских островов). В иеро­гли­фи­че­ском японском письме наряду с логограммами употреб­ля­ют­ся (главным образом для переда­чи собствен­ных имён и грамматических формантов) слоговые знаки — «каны».

А. М. Кондратов.