Лингвистический энциклопедический словарь

Да́рдские языки́ —

группа индоиранских языков, восходящая к ответвлению индийских (индоарийских) языков. Иногда к ним по типологическим признакам причисляют также нуристанские языки. Собственно Д. я. распространены в горных районах севера Афганистана, Пакистана и Индии. Число говорящих около 4 млн. чел. Подразделяются на подгруппы: восточную (языки кашмири, шина, пхалура, гарви, торвали, майян и др.) и центральную (северные — кховар, калаша, южные — гавар, шумашти, катаркалаи, глангали, тирахи, дамели, группа диалектов или языков пашаи).

В фонологии: вокализм различается по языкам; в консонантизме отдельных Д. я. (в диалек­тах пашаи, в калаша, пхалура) отсутствует корреляция аспирации, в остальных — трёхчленная корреляция (типа t — tʰ — d), в некото­рых языках (торвали, майян, кашмирском диалекте каштавари) — четырёх­член­ная (типа (t — tʰ — d — dʰ). Корреляция церебральности охва­ты­ва­ет чистые смычные, аффрикаты (в большей части Д. я.) и щелевые š — ṣ̌, ž — ẓ̌ (в части централь­ных и восточных Д. я. В языках кашмири, шина прослежены корреляции палата­ли­за­ции и лабиализации согласных (в кашмири типа t′ — t — t°, k′ — k — k°). В гавар, катаркалаи, дамели, башкарик, шина имеются тоновые оппозиции.

В морфологии 2—4 падежа, дополняемые системой послелогов (реже предлогов). Категория числа связана обычно с падежными показателями, но имеются и внепадежные агглюти­на­тив­ные форманты множественного числа. Категория рода (как правило, мужской и женский род) выра­жа­ет­ся в большин­стве языков соотнесённостью существительных с прилагательными, местоимениями, глаголами соответ­ству­ю­ще­го рода. Категория определён­но­сти​/​неопреде­лён­но­сти выражается артиклями и различием в падежном оформлении имени объекта; лицо​/​не-лицо (и одушевлённость​/​неоду­шев­лён­ность) — различием в падежной парадигме имён и соотнесённостью с разными местоимениями. Счёт вигезимальный (двадцатичный), кроме кашмири, где используется десятичная система счисления. Личные местоимения имеются, как правило, для 1‑го и 2‑го лица; 3‑е лицо выражается указательными местоимениями. Имеются энклитические местоимения, употребляемые постпозитивно при глаголе для указания на субъект или объект (в пхалура, дамели, кашмири) или при имени как показатели принадлежности (в гавар, калаша); в обеих функциях отмечены в пашаи, шумашти, тирахи, катаркалаи. Глагольная система неоднородна. В центральных Д. я. развиты флективные формы, в восточных преобладают причастные предикаты и аналитические формы, не всегда имеющие категорию лица (особенно в торвали, майян и др., где связка изменяется только в роде и числе). В кховар и калаша сохраняется аугментный префикс.

Для синтаксиса большинства Д. я. (кроме кховар и калаша) характерны эргативная и эргативо­образ­ная конструкции предложения с переходными глаголами в прошедшем (в шина — и в настоящем) времени, однако наличие залоговых противопоставлений и пассивных конструкций делает эргативность формальной и подчинённой. Словообразование в целом единообразно (слово­сло­же­ние и аффиксация). Лексика в основе исконна. Заимство­ва­ния из урду, пушту, персидского (по регионам), в кашмири также из санскрита, английского. Арабская лексика заимствуется — через языки-посредники — и из книжных источников.

Многовековую письменную традицию имеет только кашмири. Традиционное письмо на основе график шарада и нагари (см. Индийское письмо); носители кашмирского диалекта каштавари исполь­зо­ва­ли разновидность такари. Современный кашмири и недавно получив­шие письменность кховар, майян, шина, пашаи пользуются арабским алфавитом в разных модификациях. Остальные языки бесписьменные. На кашмири, кховар, пашаи и шина ведётся радиовещание.

Изучение Д. я. началось в 30‑х гг. 19 в., значительно продвинулось в конце 19 — начале 20 вв. (труды Дж. А. Грирсона). Появились описания отдельных Д. я.: в 20—30‑х гг. Т. Г. Бейли — языки шина, кашмири и др., Г. Моргенстьерне — центральные Д. я., в 50‑х гг. Г. Будрусс — центральные и восточные Д. я., в 70‑х гг. А. Л. Грюнберг — центральные Д. я., Б. А. Захарьин, Д. И. Эдельман, Б. Б. Качру — кашмири и др. В 60—80‑е гг. Д. я. изучаются в сравнительно-историческом, типо­ло­ги­че­ском, ареальном аспектах (Моргенстьерне, Ж. Фусман, Будрусс, Р. Л. Тёрнер, В. Н. Топоров, Грюнберг, Эдельман и другие).

Д. И. Эдельман.