Лингвистический энциклопедический словарь

Ура́льские языки́ —

крупное генетическое объединение языков, включающее 2 семьи — финно-угорскую (см. Финно-угорские языки) и самодийскую (см. Самодийские языки; некото­рые учёные рассма­три­ва­ют их как группу языков в составе генети­че­ской общности У. я.). В лингви­сти­че­ской литературе название «У. я.» появилось относительно поздно. Э. Н. Сетяля в работе «Zur Frage nach der Verwandtschaft der finnisch-ugrischen und samojedischen Sprachen» (1915) доказал родство финно-угорских и самодийских языков, которые считались неродственными. Было обнаружено сходство корнеслова, системы грамматических формативов, закономерных звуковых соответствий. Был сделан вывод о происхождении финно-угорских и самодийских языков из одного языка-предка, или уральского языка-основы. Появление нового названия «У. я.», однако, практически не исключает возможности изучать и описывать финно-угорские языки отдель­но, а само название «финно-угроведение» как отрасль лингви­сти­ки, занима­ю­ща­я­ся изуче­ни­ем финно-угорских языков, продол­жа­ет существо­вать наряду с более широким по объёму термином «уралистика».

У. я. распространены на довольно большой территории: на севере — от северной Норвегии до Таймыр­ско­го полу­остро­ва, на юге — северная часть Югославии, Венгрия и Мордовская АССР. Отдель­ные поселения финно-угорских народов есть в Сибири, на нижней Волге и на Кавказе. Топонимика и гидронимика свиде­тель­ству­ют о том, что терри­то­рия распро­стра­не­ния финно-угорских и самодийских народов была ещё более обширной. Карелы жили на востоке до Северной Двины, в районе Северной Двины жили коми, следы былого пребывания вепсов в бассейне реки Мезень прослеживаются довольно отчётливо. Мордва занимала некогда значительную часть территории ныне Горьков­ской, Рязанской и Пензенской областей, предки манси (югра) обитали в бассейне Печоры, а также на реке Вычегда. Самодийские народы населяли Саянское нагорье.

Вопрос о прародине уральских народов является спорным. Согласно новейшим иссле­до­ва­ни­ям, прародина уральцев с 5‑го по 3‑е тыс. до н. э. находилась в северной части Западной Сибири, в районе между нижней Обью и Уральскими горами. Эта территория в тот период отличалась благоприятными климатическими условиями. После распада уральской языковой общности финно-угорская ветвь переместилась на запад, и около 3‑го тыс. до н. э. районом её распространения стали бассейн Печоры, Камы и территория к западу от Урала. По мнению П. Хайду, прародина финно-угров занимала южную и западную (к западу от Уральских гор) части территории уральской прародины. В суще­ству­ю­щих класси­фи­ка­ци­ях древних финно-угорских языковых общностей много спорного; напри­мер, ошибочно предпо­ло­же­ние о существовании финно-пермской языковой общности (см. Финно-пермские языки), ещё недостаточно доказана гипотеза о существовании в древности финно-волжской языковой общности (см. Финно-волжские языки).

В генеалогической классификации современных финно-угорских языков отмечаются следу­ю­щие ветви: 1) прибалтийско-финская — финский, ижорский, карельский и вепсский языки, состав­ля­ю­щие северную группу; эстонский, водский, ливский языки, образующие южную группу; 2) волж­ская — марийский язык с луговым, восточным, северо-западным и горным наречиями, и мордовские языки (эрзянский и мокшанский); 3) пермская — удмуртский, коми-зырянский и коми-пермяцкий языки; 4) угорская — хантыйский и мансий­ский, а также венгерский языки; 5) саамская — саамский язык, разделяющийся на 2 наречия (западное и восточное).

Некоторые учёные выдвигают гипотезу о принадлежности к финно-угорским языкам ныне уже исчезнувших языков — мерянского, муромского и мещерского.

Самодийские языки традиционно делятся на 2 ветви, или группы: северную — ненецкий, нганасан­ский, энецкий языки; южную — селькупский, камасинский (недавно исчезнувший) языки. Некоторые исследователи считают, что языки южной группы являются само­сто­я­тель­ны­ми ветвями У. я. Камасин­ский язык входил в подгруппу в настоящее время уже исчезнувших саяно-самодийских языков (койбаль­ский, маторский, сойотский, тайгийский). О суще­ство­ва­нии этих языков и народов известно из записей 18 в. и отчасти начала 19 в. Саяно-самодийские языки исчезли по причине перехода их носи­те­лей на тюркские или русский языки.

В типологическом отношении У. я. настолько неоднородны, что не представляется возмож­ным говорить о каком-либо едином уральском языковом типе. По-видимому, уральский праязык был в этом отношении более однороден. Рассеянность У. я. на большой территории, длительная их изоляция и отчасти влияние языков других народов послужили причиной появления их большого типологического разнообразия, проявляющегося на разных уровнях. Если пермские, обско-угорские, мордовские и марий­ские языки являются агглютинативными языками, то в прибалтийско-финских, самодийских языках и в особенности в саамском имеются заметные элементы флексии.

Количество согласных фонем в литературных пермских языках доходит до 26, тогда как в финском языке их всего 13. По разным причинам количество согласных в финском языке сильно сократилось по сравнению с уральским праязыком. Не отличается одно­обра­зи­ем и характер ударения в У. я. В одних языках оно падает на первый слог (например, в прибалтийско-финских), в других ударение разно­мест­ное (луговое марийское наречие, ненецкий язык, коми-пермяцкий язык), в удмуртском языке, за немногими исключениями, оно падает на последний слог слова. Есть У. я., сохраняющие сингармонизм (например, финский язык; в других языках он полностью исчез — пермские языки, луговое марийское наречие).

В венгерском языке более 20 падежей, тогда как в среднеобском диалекте хантыйского языка всего 3 падежа. Отрицание во многих У. я. выражается формами отрицательного глагола, однако в эстонском и угорских языках это явление исчезло. Наряду с языками, обладающими трёхчленной системой прошедших времён — простое прошед­шее, перфект и плюс­квам­пер­фект, — встре­ча­ют­ся языки и диалек­ты с одним прошедшим временем. Даже типо­ло­ги­че­ски одинаковые черты иногда могут иметь разное проис­хож­де­ние, например формы объектного спряжения в самодийских, обско-угорских и мордов­ских языках.

Особенно значительны различия У. я. в области синтаксиса. Синтаксис прибалтийско-финских, саамского и мордовских языков напоминает синтаксис индоевропейских языков, тогда как синтаксис самодийских, обско-угорских (в известной мере также синтаксис удмуртского и марийского языков) может быть назван синтаксисом тюркско-монгольского типа.

На протяжении своей длительной истории отдельные У. я. подверглись влиянию языков других народов, которые оставили заметные следы в их лексике, а отчасти и в их грамматическом строе.

У. я. не имеют памятников древней письменности. Наука располагает памятниками письмен­но­сти отдельных языков относительно позднего времени. Первый письменный памятник венгерского языка создан около 1200, две краткие надписи на карельском языке на новгородских берестяных грамотах датируются началом 13 в., первые памятники на древнем коми языке написаны в 14 в., наиболее древние финские и эстонские памятники восходят к 16 в. Памятники письменности других финно-угорских народов относятся к концу 17 и началу 18 вв. У современных уральских народов письменность развита довольно неравномерно. Наряду с языками с давней литературной тради­ци­ей (венгерский, финский, эстонский) имеются языки со слабо развитой письмен­но­стью (ненецкий, хантый­ский, мансий­ский) и бесписьменные или письменность которых разрабатывается (водский, вепсский и другие). Об изуче­нии У. я. см. Финно-угроведение.

Б. А. Серебренников.